Исследование грамматического строя речи учащихся включает изучение следующих умений школьников: словообразование существительных, прилагательных и глаголов, употребление падежей, категории числа существительных, овладение согласованием разных частей речи, а также умения употреблять простые и сложные предлоги, конструировать предложения
Учёные выделяют следующие особенности словообразования частей речи:
существительных (уменьшительно-ласкательных, названий детёнышей животных и птиц, по аналогии /дождь – дождинка, снег - ./, со значением частички целого);
приставочных глаголов (замена глаголов с приставками бесприставочными глаголами диффузного значения, замена одной приставки другой, близкой по значению, употребление вместо глагола с приставкой основы глагола без приставки);
относительных прилагательных.
Изучив словообразовательные модели во всем их многообразии, школьники начинают воспринимать язык не как статичную субстанцию, а как живой развивающийся организм. С этими знаниями к ним приходит потребность активного осознанного словотворчества.
Мы помним, что ребенок уже проходил этот этап конструирования слов по воспринятым на слух от взрослых образцам в 2 или 3 года, но в тот момент словотворчество было всего лишь одним из многочисленных способов познания мира. По прошествие же лет, когда молодой человек уже воспринял понятие языковой нормы, словотворчество стало для него открытием новых горизонтов познания, одним из способов самовыражения.
Именно поэтому нам так важно вовлечь подростка в эту замечательную языковую игру – сотворение слова.
Задание «Поваренная соль»
Попытайтесь объяснить, от какого слова и каким способом было образовано слово поваренный, выступающий в выражении «поваренная соль». Подтвердите свое объяснение примерами производных слов, которые образованы тем же способом и приблизительно так же относятся к ним по смыслу.
Ответ:
Рассмотрим гипотезу «варить – поварить – поваренный». Значение приставки по- в поварить такое же, как в глаголах поносить (пиджак), порисовать, поиграть. Но тогда получится, что «поваренная соль» - это «соль, которую недолго поварили», что отнюдь не соответствует фактическому значению этого словосочетания, а именно: «соль, которую можно употреблять для приготовления пищи».
Теперь предположим, что слово «поваренный» является не причастием, а прилагательным и образовано от существительного, подобно словам «песенный» (от «песня»), «кухонный» (от «кухня») и т.п., в которых суффикс –н- присоединяется к основе, оканчивающейся на суффикс –ен- с беглым «е». Получается цепочка «повар – поварня – поваренный» (сродни «конюх – конюшня – конюшенный»). Тогда «поваренная соль» - соль, имеющая отношение к поварне (кухне), «кухонная» соль, что вполне соответствует фактическому значению этого словосочетания.
В современном русском языке слово «поваренный» не является производным, так как перестало существовать слово «поварня».
Методические рекомендации: данное задание достаточно сложное и требует особого языкового чутья и дополнительных историко-грамматических знаний, поэтому его можно дать подготовить сильному ученику в качестве доклада или предложить хорошо успевающим по русскому языку ученикам в блоке заданий школьной или районной Олимпиады.
Образование, педагогика, воспитание:
Неурочные формы внеклассной работы
Спортивные соревнования являются одной из самых интересных, увлекательных форм внеклассной работы по физическому воспитанию в начальной школе. Они содействуют привлечению учащихся к систематическим занятиям физическими упражнениями дома и в коллективе физкультуры, повышают физическую подготовленнос ...
Деятельностная методика
Деятельностная методика обучения английскому языку имеет своей основой деятельностную концепцию учения, представленную теорией поэтапного формирования умственных действий. Опираясь на эту теорию, на протяжении нескольких лет, велась разработка технологии обучения, которую затем назвали деятельностн ...
Понятие
социальной адаптации
Поступление в дошкольное учреждение всегда сопровождается для ребенка определенными психологическими трудностями. Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходит из знакомой и обычной для него семейной среды в среду дошкольного учреждения. Условия дошкольных учреждений специфичны. Это ос ...