Задание «Лучший троечник»
Перед вами фраза из очень известного произведения одного великого русского писателя. В ней сделана купюра (иначе не получилось бы задачи):
«…Кирюха… на весь округ считался лучшим троечником».
Как это можно быть лучшим троечником?
Ответ становится ясен из полного текста фразы, взятой из повести А.П. Чехова «Степь»:
«Кирюха жил в кучерах у хороших людей и на весь округ считался лучшим троечником.»
Этого значения слова «троечник» уже нет в современном языке. В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова оно не указано. Но в «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д.Н. Ушакова и в обоих академических словарях (17- и 4- томном) оно есть. Это – «извозчик, ямщик, ездящий на тройке».
Методические рекомендации: предлагая ученикам это, по сути, несложное задание, необходимо обратиться к их читательскому опыту, напомнить о ранее изученных произведениях художественной литературы. Именно благодаря задачам такого типа на практике реализуется идея взаимодействия уроков литературы и русского языка. Для учителя здесь важно указать ребятам верное русло рассуждения.
С данным заданием все участники экспериментальной группы справились хорошо. Наиболее полный и точный ответ дали 6 человек, хорошие ответы были у 10 человек, 5 человек ответили удовлетворительно, 1 человек не справился с заданием.
Оценка «5» - 27%;
«4» - 45 %;
«3» - 23%;
«2» - 5 %.
Задание «Сложные числительные»
Даны сложные числительные, встречающиеся рукописях и былинах XII - XVII веков: полтретьяста – 250; полшестадесять – 55; полпята – 4,5.
Какие количества передавались числительными полшестаста и полтретьядесять?
Есть ли ситуации, в которых мы используем ту же логику обозначения количества в современном русском языке?
Есть ли современном русском языке слова, восходящие к сложным числительным этого типа?
Ответ:
550, 25.
Обозначение времени, типа «полседьмого», «четверть третьего».
Полтора ß *полвтора, полтораста ß * полвтораста.
Методические примечания: с заданием справились абсолютно все ученики. Отличный результат у 12 человек, хороший у 8, удовлетворительный – у 2 человек.
Оценка «5» - 55 %;
«4» - 36%;
«3» - 9 %;
«2» - 0%.
В ходе нашей работы над изучением процесса обучения русскому языку, созданием системы специальных упражнений, при анализе теоретической литературы по лингвистике, психологии и методике мы убедились в актуальности нашей работы. Мы поняли, что несмотря на давно назревшую очевидную необходимость развития именно речевых, коммуникативных навыков у школьников, эта потребность современным образованием удовлетворяется не в полной мере.
Этому можно найти множество причин: от общего низкого уровня культуры, начитанности и эрудиции учеников и неправильно, не по приоритетам распределенного Госстандартом программного времени до нерационально организованных учителями уроков русского языка. Налицо недостаточное развитие грамматического строя речи учащихся. У современных школьников заметен явный крен в сторону лингвистической и языковой компетенции, а вот коммуникативная развита чрезвычайно слабо. Это при том, что современное общество предъявляет повышенные требования именно к контактной валентности человека и его способности свободно ориентироваться в коммуникационном пространстве, а не к качеству теоретических знаний о языке.
Образование, педагогика, воспитание:
О содержании и форме богослужебных песнопений
В отборе канонических текстов для песнопений Всенощной и Литургии прослеживается ориентация на определённое содержание. Она позволяет выделить отдельные группы жанровых типов интонирования. Ведущее место среди них занимает славление. Славление есть высший, абсолютно бескорыстный вид молитвы, оно яв ...
Я-концепция и технология построения имиджа педагога
Формирование Я-концепции человека происходит при накоплении опыта решения жизненных задач и при оценивании их со стороны других людей. Внутренняя структура имиджа также содержит три похожие составляющие. Следует их рассмотреть. Первая часть внутренней структуры - это представление человека о себе с ...
Игры, способствующие развитию доброжелательного микроклимата в группе
Цель этих игр: Учить детей находить, показывать и, по-возможности, произносить имена сверстников и сотрудников группы, воспитывать дружелюбие и желание играть друг с другом. Развивать общительность и хорошие взаимоотношения с окружающими людьми. Вызвать положительные эмоции. Покажи, кого назову Ход ...