Золотая педагогика

Методические рекомендации по введению жанров богослужебных и духовных песнопений в курсы музыкально-теоретических дисциплин

Другое о педагогике » Жанры литургической музыки православной церкви в курсах музыкально-теоретических дисциплин детской музыкальной школы » Методические рекомендации по введению жанров богослужебных и духовных песнопений в курсы музыкально-теоретических дисциплин

Страница 1

Начавшееся в конце ХХ века возрождение звучания сочинений, созданных для церкви, в настоящее время стало ярким фактором современной культурной жизни. А восстановление прежнего социального статуса церкви привлекло к ней нового поколение людей. В этой связи становится очень важным формирование у молодых музыкантов восприятия музыкальных произведений, предназначенных для использования в церковных ритуалах или связанных с ними.

Безусловно, введение культовых музыкальных сочинений должно быть весьма корректным и деликатным, так как нельзя навязывать всем ученикам одинаковые религиозные взгляды. Однако в сочинениях, предлагаемых для освоения в курсах музыкальной литературы или сольфеджио, важна не прикладная, а художественная их сторона, воплотившая возвышенность нравственно-этических идеалов и близкая каждому культурному человеку. Кроме того, необходимо подчёркивать преемственность в формировании национальных художественных традиций и особый путь становления профессиональной отечественной музыки, вышедшей из рамок обслуживания православного культа.

Первое упоминание о сфере церковной музыки уместно поместить среди обзора фольклорных жанров в курсе музыкальной литературы в 4-м классе, добавив к ним жанры канта и псальмы. Эти жанры, появившиеся в XVII веке, по своему происхождению были очень близки народным песням, хотя создавались профессиональными авторами, имена которых не сохранились. По сфере применения они относятся к светской музыке, но по содержанию принадлежали к духовной музыке.

Тематика кантов была связана вначале с религиозным содержанием, но затем расширилась. В кантах звучали торжественно-гимнические мотивы, любовная лирика, шуточные зарисовки. Содержательное разнообразие кантов привело к их разделению на группы: духовные (псальмы), панегирические («виваты»), шуточные, лирические.

Для музыки торжественных панегирических кантов была характерна опора на типично инструментальные фанфарные обороты, а также на бытовую танцевальную музыку западноевропейского происхождения (в частности, полонез). Лирические канты сформировались позже других разновидностей и явились переходной ступенью к новым музыкальным жанрам: «российской песне» (хоровому ансамблю) и романсу. Интонационная сторона лирических кантов в большой степени была связана с мелодикой народной лирической песни. Они бытовали одновременно и параллельно, соприкасаясь между собой и влияя друг на друга, но, не утрачивая при этом своих особых характерных признаков. Иногда канты переходили в фольклор и продолжали своё существование уже в качестве народных песен. С другой стороны, украинские песни распевались на три голоса в стиле канта и сохранили кантовую традицию до сегодняшнего дня.

Примером может послужить кант “Да під вишнею, під черешнею”, имеющий общий текст с известной народной песней. Он несложен по музыкальному языку и может быть разучен учениками на уроке сольфеджио. В процессе работы над его разучиванием следует обратить внимание учащихся на отсутствие тактовых черт в записи канта, заменённых одновременной остановкой на более длинных нотах. Также необходимо указать на зависимость ритмического рисунка мелодии от ударений в словах. В фактурном отношении важно проследить за параллельным движением терциями в двух верхних голосах и гармонической функцией нижнего голоса.

Знакомя учеников с жанром канта, очень важно дать им ощутить преемственность в эволюции жанра, продолжающего звучать в хорах из опер («Славься» М. Глинки), в песнях-гимнах, песнях-маршах, для которых характерна трёхголосная фактура (например, в песне «Спой нам ветер» И. Дунаевского).

Начало знакомства со старинными отечественными хоровыми жанрами с канта должно помочь в освоении и другого жанра, непосредственно связанного с религиозным обрядом – хорового концерта. Основной чертой музыкального языка этого жанра является сопоставление звучания всего хора и отдельных ансамблевых групп. Именно в кантовой фактуре были изложены ансамблевые эпизоды партесных и классицистских концертов.

Страницы: 1 2 3

Образование, педагогика, воспитание:

Психологические и психофизиологические особенности младших школьников
Тенденции развития психологических свойств такова: от большей слабости и инертности нервной системы в раннем возрасте к увеличению ее выносливости и подвижности по мере взросления. Это означает, что младшие школьники, особенно первоклассники, быстро достигают предела работоспособности, в очень мало ...

Методические аспекты изучения персоналий в школьном курсе истории
Главный элемент содержания исторического образования – знания. Они включают в себя сведения, познания в области истории, концентрируя социальный опыт человечества. Знания создают научную картину развития общества, дают представление об исторической действительности и предполагают постижение её чело ...

Определения функциональной последовательности и функционального ряда
Опр.1. Пусть дана последовательность функций: , причем функции являются функциями одной переменной и определены в некоторой области . Такая последовательность называется функциональной и обозначается: . Пусть для каждого эта последовательность имеет конечный предел. Величина этого предела зависит о ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.ecsir.ru