В свою очередь исследователь-методист Е.Е.Вишневская выделяет три типа уроков формирования грамматического строя речи:
уроки знакомства с новым материалом (с новым видом грамматического обобщения)
уроки закрепления практических грамматических умений
уроки повторения и контроля усвоения грамматических
обобщений и практических умений.
Наиболее значимыми для формирования практических грамматических умений являются уроки закрепления, предполагающие автоматизацию и конкретизацию изученных грамматических закономерностей и обобщений в системе тренировочных упражнений.
В учебной практике массовой школы для развития мышления и речи учащихся в процессе изучения грамматики используются различные формы и способы активизации их мыслительной и речевой деятельности.
Одной из основных форм закрепления грамматических умений и навыков являются грамматические упражнения.
«Грамматические упражнения подразделяются на аналитические и синтетические. Первые: распознавание грамматических средств и форм в различных текстах, объяснение их значений и целесообразности употребления, устный и письменный грамматический разбор отдельных слов (по составу и по частям речи), словоформ, словосочетаний и предложений – разбор выборочный (тематический) и полный, анализ текста - сложного синтетического целого, анализ предложений и текста ученических сочинений с целью его совершенствования. Вторые: образование грамматических форм слова – склонение имен существительных, прилагательных, местоимений, числительных, спряжение глаголов, образование причастий, деепричастий и пр., употребление образованных морфологических форм в собственных предложениях и текстах, построение словосочетаний различных типов и предложений простых и сложных, их перестройка в различных вариантах, исправление обнаруженных грамматических ошибок в текстах ученических сочинений.».
Классификация грамматических упражнений осуществляется как по характеру деятельности учащихся (классификация М.Р.Львова), так и по характеру формируемых знаний. По этому принципу Г.А.Фомичева выделяет две большие группы упражнений: морфологические и синтаксические. В школах морфологические и синтаксические упражнения в чистом виде используются редко, поэтому при классификации учитывается ведущее задание.
Морфологические упражнения имеют своей целью осознание учащимися морфологического строя родного языка. По своему содержанию морфологические упражнения бывают двух видов:
- упражнения по изучению морфемного состава слова
- упражнения по изучению частей речи.
Упражнения по изучению состава слова помогают детям в практическом овладении процессом словообразования, с их помощью у детей закрепляются представления о значимых частях слова (корень, приставка, суффикс, окончание).
Упражнения по изучению частей речи позволяют на практике закрепить умения детей в объединении слов в отдельные грамматические категории, овладеть такими грамматическими понятиями, как падеж, число, род, лицо, склонение и т.п.
Задачей синтаксических упражнений является закрепление теоретических сведений, которые дети получили по синтаксису и уточнение представлений детей о структуре несложных по своему построению и составу предложений и словосочетаний. Выполняя синтаксические упражнения, дети тренируются в составлении словосочетаний и предложений, овладевают составом предложения, на практике закрепляют знания о главных и второстепенных членах предложения.
Г.А.Фомичева выделяет шесть видов синтаксических упражнений
в составлении словосочетаний:
- составление словосочетаний из данных рядов слов путем
объединения их по смыслу и при изменении формы слова,
- составление словосочетаний по данному главному слову
путем подбора подходящих по смыслу зависимых слов,
- составление словосочетаний по данному зависимому слову
(существительному, прилагательному, наречию) путем подбора главного слова,
- составление словосочетаний по данным однокоренным словам, требующим постановки имен существительных в разных падежах,
- составление словосочетаний, в которых главное слово требует употребления определенного предлога,
- составление словосочетаний, в которых предлог соответствует глагольной приставке.
Кроме упражнений на составление словосочетаний, Г.А.Фомичева называет семь основных видов синтаксических упражнений на составление предложений:
- составление полного ответа на вопрос учителя,
- распространение предложений по вопросам при помощи данных слов,
- составление предложений из данных слов, словосочетаний,
- восстановление деформированного текста,
- подбор подходящего по смыслу пропущенного в предложении слова,
- составление предложений с однородными членами из двух-трех простых предложений,
- составление предложений на определенную тему, по картинкам, замена формы одного предложения формой другого.
Исследователь подчеркивает, что синтаксические упражнения, кроме закрепления грамматических умений детей, играют большую роль в развитии речи и формировании грамматического строя речи учащихся.
Образование, педагогика, воспитание:
Формирование оптимальной двигательной активности в старшем дошкольном
возрасте
Старший дошкольный возраст является наиболее важным периодом для формирования двигательной активности. Дети 5- 7 лет обладают богатым творческим воображением и стремятся удовлетворить свою биологическую потребность в движениях. Это позволяет им овладеть сложным программным материалом по развитию дв ...
Учебные тренинговые игры на уроках истории России и исторического краеведения
Сегодня практически любой учитель истории применяет в своей деятельности нетрадиционные формы построения уроков. Это связано со становлением нового стиля педагогического мышления учителя, ориентирующегося на эффективное решение образовательно-воспитательных задач в условиях скромного количества пре ...
Анализ учебно-методических пособий для проведения элективных курсов по
математике
В настоящее время литературы, связанной с элективными курсами сравнительно немного, так как данные курсы вошли в жизнь школы сравнительно недавно, и многие учителя (как показал анализ анкет) не проводят их, то есть нет опыта преподавания в данной области. Мы обратились к анализу учебных пособий по ...