Золотая педагогика

Методическое осмысление вопроса формирования и развития грамматического строя речи школьников

Другое о педагогике » Развитие грамматического строя речи учащихся на уроках русского языка » Методическое осмысление вопроса формирования и развития грамматического строя речи школьников

Страница 2

Что же касается анализа ошибок и проведения работы по их устранению и объяснению, то в устной речи и письменных работах у учеников грамматические ошибки на уровне предложения можно классифицировать по нескольким видам:

1. Пропуск слов в предложении, слитное их написание.

2. Отсутствует обозначение границ предложения или они обозначаются произвольно.

3. Нарушена связь слов в предложении, выраженная ошибками управления и согласования членов предложения в числе, роде, падеже.

Все виды ошибок указывают на недостаточное развитие у учеников лексико-грамматической стороны речи, несформированности четких представлений о соответствующих грамматических формах слов и их звуковой или буквенной оболочке.

Но следует сказать, что все предложенные выше разновидности уроков, классификации ошибок, схематические варианты и алгоритмы составления упражнений больше характерны для учащихся начальной школы и школьников младших классов среднего звена.

Старшеклассники же нуждаются в особой методике развития речи вообще и ее грамматического строя в частности. В условиях современного образования, когда Единый государственный экзамен по русскому языку стал обязательным для всех, мы должны ориентировать ученика на успешное прохождение этого экзаменационного испытания и вырабатывать навыки по конкретному алгоритму заданий теста. Не последнее место в тесте ЕГЭ занимают задания по культуре речи, где проверяется не столько конкретное знание риторики, орфоэпии или стилистики, сколько свободное ориентирование ученика в пространстве современного нормированного русского языка и речевое развитие школьника, проходящего испытание.

Двоякая функция ЕГЭ – аттестовать выпускников общеобразовательных школ и отобрать среди них наиболее подготовленных учащихся для продолжения обучения в вузе – определяет структуру и содержание экзаменационной работы. В ней, помимо заданий базового уровня, имеются задания повышенного и высокого уровня сложности, обладающие большой дифференцирующей силой, способные выделить из числа экзаменующихся наиболее подготовленных.

В работе использованы три типа заданий: задания с выбором ответа, задания с кратким ответом, задания с развернутым ответом.

Большая часть заданий с выбором ответа проверяет языковую компетенцию экзаменуемых: умение определять, правильно ли написано слово, верно ли расставлены знаки препинания в предложении, а также способность выявлять соответствие (или несоответствие) какой-либо речевой единицы языковой норме. Несколько заданий с выбором ответа проверяют лингвистическую компетенцию – способность опознавать языковые единицы и классифицировать их и коммуникативную компетенцию – способность понимать высказывание, связно и логично строить текст. В целом задания с выбором ответа проверяют подготовку по родному языку на базовом уровне.

Именно поэтому мы считаем необходимым на уроках русского языка, посвященных развитию речи, обращаться к читательскому опыту учеников и привлекать к анализу литературные тексты, которые параллельно изучаются по литературе.

Задание открытого типа с развернутым ответом – это сочинение на основе предложенного текста. Задание проверяет сформированность у учащихся отдельных коммуникативных умений и навыков:

анализировать содержание и проблематику прочитанного текста;

комментировать проблемы исходного текста, позицию автора;

выражать и аргументировать собственное мнение;

последовательно и логично излагать мысли;

использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка;

практическую грамотность – навыки оформления высказывания в соответствии с орфографическими, пунктуационными, грамматическими и лексическими нормами современного русского литературного языка.

Таким образом, третья часть экзаменационной работы проверяет состояние практических речевых умений и навыков и дает представление о том, владеют ли выпускники школы монологической речью, умеют ли аргументированно и грамотно излагать свою точку зрения, что немаловажно не только для успешной учебной деятельности, но и для дальнейшего профессионального образования выпускника.

Мы, отыскивая пути разрешения проблемы эффективности формирования и развития грамматического строя речи учащихся на уроках русского языка, вслед за методистом В.А. Ачкасовым считаем допустимым предположить следующее:

1. Одной из важнейших линий должно стать взаимосвязанное, систематическое обогащение синтаксического строя речи школьников и развитие их читательских умений, позволяющих постигать структуру художественного текста. Это предположение опирается на анализ реальных процессов речевой и читательской деятельности, на суждения ученых о строении художественного произведения, выражающим его жанрово-стилистическую природу: оно согласуется с теорией структуры высказывания М.М. Бахтина, относящейся ко всем видам речевой деятельности, от реплики в разговоре - до художественного произведения.

2. Если принять во внимание тот факт, что синтаксическая конструкция в художественном тексте, подчиняясь лингвистическим законам, в то же время перестает быть изолированной единицей, так как входит в целостную структуру и становится ее частью, реализует художественно-эстетические функции (В.В Виноградов), то механизм этой реализации, сущностное свойство искусства слова можно показать только во взаимодействии уроков русского языка и литературы.

Страницы: 1 2 3

Образование, педагогика, воспитание:

Специфика и средства полового воспитания мальчиков и девочек дошкольного возраста
Проблема полового воспитания включает в себя вопросы формирования психического пола ребенка, психических половых различий и полоролевой дифференциации. Без ее решения невозможно разработать методы дифференцированного подхода к воспитанию детей разного пола, для формирования у них основ таких качест ...

Содержание географических представлений
Взаимодействие человека с природой не может остаться в стороне от познания ребенком окружающего мира. Конкретные примеры использования человеком природных ресурсов, последствия этого воздействия на природу и на здоровье людей могут быть взяты на вооружение дошкольной педагогикой с целью формировани ...

Основные функции и признаки проблемного обучения
Основные функции и отличительные признаки (особенности) проблемного обучения были сформулированы М. И. Махмутовым. Он разделяет их на общие и специальные. Общие функции проблемного обучения: · усвоение учениками системы знаний и способов умственной и практической деятельности; · развитие интеллекта ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.ecsir.ru