Наконец, группа 5 обозначает действие, направленное на неопределенного участника, который при этих глаголах не называется
Обратим внимание: в условии сказано, что эти глаголы образованы от соответствующих переходных глаголов без –ся. Каковы эти переходные глаголы? В группе 1 они соотносятся с глаголами на –ся как конструкции действительного и страдательного залога, причем деятель может быть выражен в обеих конструкциях: Рабочие асфальтируют дорогу – Дорога асфальтируется рабочими; Судьи оценивают выступление – Выступление оценивается судьями и т.д. В группах 2 и 4 два действующих лица действительного залога сливаются в одно: Мама причесывает девочку – Девочка причесывается. В группе 3 действующее лицо, выраженное при переходном глаголе, устраняется: Маша проливает молоко – Молоко проливается и т.д. В группе 5 устраняется, наоборот, лицо, на которое направлено действие и которое выражено дополнением: Ребенок брызгает водой – Ребенок брызгается; Собака кусает меня – Собака кусается. что можно посадить рядом с грушей
В заключение можно догадаться, хотя этого и не требуется в задаче, что незаштрихованный кружочек соответствует подлежащему, а заштрихованный – дополнению в той конструкции, которую образуют глаголы, приведенные в задаче: Преступник разыскивается милицией, Девочка целуется с мамой.
Соответственно этой классификации ученики распределяют по группам-столбцам предложенные глаголы.
Анализ результатов
В полной мере и абсолютно верно с заданием справилось 5 человек, 3 человека не справились, «удовлетворительно» получили 6 человек, оценку «хорошо» - 8 учащихся.
Оценка «5» - 23 %;
«4» - 36 %
«3» - 27 %
«2» - 14 %
Задача «Продолжите ряд»
апельсин, банан, виноград…
паук, таракан, мышь…
медведи, сестры, поросята…
дорога, ремонт, милиция…
Решение:
Любое слово – название фрукта, начинающееся с «г» - следующей буквы алфавита, например «груша»;
«птица» или «человек», в этом ряду – живые существа в порядке уменьшения количества ног;
например, «мушкетеры» - слово, которое вместе с числительным «три» образует название художественного произведения («Три медведя», «Три сестры», «Три поросенка»… «Три мушкетера»)
например, «фары» - это слово начинается с фа-, продолжая музыкальный ряд до-рога, ре-монт, ми-лиция, и одновременно относится к тематике ряда.
Задача «Четвертый лишний»
крик, кричать, квакать, кукарекать;
золото, ураган, молоко, болото;
лебедь, воробей, ворона, попугай;
рыба, рак, угорь, скорпион;
уши, головы, ноги, плечи;
норка, ключ, тропа, коса;
ночь, дочь, рожь, мышь;
пароход, парной, парик, парник.
Решение:
Крик – остальные слова – глаголы;
Ураган – все остальные слова содержат полногласные сочетания;
Ворона – остальные мужского рода;
Угорь – остальные слова – названия созвездий Зодиакального круга;
Головы – остальные слова называю парные предметы;
Тропа – у остальных слов есть широкоупотребительные омонимы;
Рожь – в отличие от других не имеет множественного числа;
Парик – в остальных словах – корень –пар.
Задача «Пропорции»
Рысь / кошка = ? / собака
Лампа / свет = ? / звук
Ластик / рисунок = время / ?
Доска / аскод = парта / ?
Казак / казак = арап / ?
Музыка / ноты = речь / ?
Земля / небо = человек / ?
Лицо / портрет = природа / ?
? / звезды = зрители / фильм
Ответы:
волк;
магнитофон;
воспоминания;
атрап;
пара;
буквы;
ангел;
пейзаж;
астроном.
Анализ результатов
Три вышестоящие задачи мы оценивали комплексно. Абсолютно все ученики справились с предложенным заданием: 8 человек из класса получили отличные оценки, 12 – хорошие, и 2 человека – удовлетворительные.
Оценка «5» - 36 %;
«4» - 55%;
«3» - 9 %;
«2» - 0 %.
Образование, педагогика, воспитание:
Развитие творческой активности обучающихся в процессе освоения композиции
В настоящее время проблема формирования и развития творческой активности учащихся одна из актуальных в педагогической науке и практике. Она связана с потребностью современного общества в личности интеллектуальной, творческой,способной к преобразованию окружающей действительности, к самоорганизации, ...
Апробация экспериментальной модели влияния личностно-ориентированного
подхода на эффективность процесса обучения
Поскольку в определении личностно-ориентированного обучения подчеркивается необходимости учета особенностей его субъектов, то для педагога становится актуальной проблема дифференциации детей. На наш взгляд, дифференциация необходима по следующим причинам: - разные стартовые возможности детей; - раз ...
Информационно-коммуникационные технологии в начальной школе на уроках
окружающего мира
Большие возможности для развития умения применять полученные знания, выбирать рациональный способ решения учебной задачи дает курс «Окружающий мир» по программе «Начальная школа XXI века». Н.Ф. Виноградова обращает внимание на то, что наличие знаний, усвоение какой-либо информации является существе ...