Наконец, группа 5 обозначает действие, направленное на неопределенного участника, который при этих глаголах не называется
Обратим внимание: в условии сказано, что эти глаголы образованы от соответствующих переходных глаголов без –ся. Каковы эти переходные глаголы? В группе 1 они соотносятся с глаголами на –ся как конструкции действительного и страдательного залога, причем деятель может быть выражен в обеих конструкциях: Рабочие асфальтируют дорогу – Дорога асфальтируется рабочими; Судьи оценивают выступление – Выступление оценивается судьями и т.д. В группах 2 и 4 два действующих лица действительного залога сливаются в одно: Мама причесывает девочку – Девочка причесывается. В группе 3 действующее лицо, выраженное при переходном глаголе, устраняется: Маша проливает молоко – Молоко проливается и т.д. В группе 5 устраняется, наоборот, лицо, на которое направлено действие и которое выражено дополнением: Ребенок брызгает водой – Ребенок брызгается; Собака кусает меня – Собака кусается. что можно посадить рядом с грушей
В заключение можно догадаться, хотя этого и не требуется в задаче, что незаштрихованный кружочек соответствует подлежащему, а заштрихованный – дополнению в той конструкции, которую образуют глаголы, приведенные в задаче: Преступник разыскивается милицией, Девочка целуется с мамой.
Соответственно этой классификации ученики распределяют по группам-столбцам предложенные глаголы.
Анализ результатов
В полной мере и абсолютно верно с заданием справилось 5 человек, 3 человека не справились, «удовлетворительно» получили 6 человек, оценку «хорошо» - 8 учащихся.
Оценка «5» - 23 %;
«4» - 36 %
«3» - 27 %
«2» - 14 %
Задача «Продолжите ряд»
апельсин, банан, виноград…
паук, таракан, мышь…
медведи, сестры, поросята…
дорога, ремонт, милиция…
Решение:
Любое слово – название фрукта, начинающееся с «г» - следующей буквы алфавита, например «груша»;
«птица» или «человек», в этом ряду – живые существа в порядке уменьшения количества ног;
например, «мушкетеры» - слово, которое вместе с числительным «три» образует название художественного произведения («Три медведя», «Три сестры», «Три поросенка»… «Три мушкетера»)
например, «фары» - это слово начинается с фа-, продолжая музыкальный ряд до-рога, ре-монт, ми-лиция, и одновременно относится к тематике ряда.
Задача «Четвертый лишний»
крик, кричать, квакать, кукарекать;
золото, ураган, молоко, болото;
лебедь, воробей, ворона, попугай;
рыба, рак, угорь, скорпион;
уши, головы, ноги, плечи;
норка, ключ, тропа, коса;
ночь, дочь, рожь, мышь;
пароход, парной, парик, парник.
Решение:
Крик – остальные слова – глаголы;
Ураган – все остальные слова содержат полногласные сочетания;
Ворона – остальные мужского рода;
Угорь – остальные слова – названия созвездий Зодиакального круга;
Головы – остальные слова называю парные предметы;
Тропа – у остальных слов есть широкоупотребительные омонимы;
Рожь – в отличие от других не имеет множественного числа;
Парик – в остальных словах – корень –пар.
Задача «Пропорции»
Рысь / кошка = ? / собака
Лампа / свет = ? / звук
Ластик / рисунок = время / ?
Доска / аскод = парта / ?
Казак / казак = арап / ?
Музыка / ноты = речь / ?
Земля / небо = человек / ?
Лицо / портрет = природа / ?
? / звезды = зрители / фильм
Ответы:
волк;
магнитофон;
воспоминания;
атрап;
пара;
буквы;
ангел;
пейзаж;
астроном.
Анализ результатов
Три вышестоящие задачи мы оценивали комплексно. Абсолютно все ученики справились с предложенным заданием: 8 человек из класса получили отличные оценки, 12 – хорошие, и 2 человека – удовлетворительные.
Оценка «5» - 36 %;
«4» - 55%;
«3» - 9 %;
«2» - 0 %.
Образование, педагогика, воспитание:
Правильная постановка задач на уроке
Нередко активность учащихся на уроке снижается из-за того, что учитель допускает ошибки при постановке задачи. Л.В. Вишнева выделяет наиболее типичные из них: 1. Учитель перечисляет упражнения, которые будут выполнять ученики на уроке, вместо того чтобы поставить задачу, которая должна быть решена. ...
Экспериментальные исследования по выявлению уровня лексической
сформированности младших школьников
С целью формирования у младших школьников понятия "системные отношения" в лексике (без введения данного термина) был организован констатирующий эксперимент. В нашем исследовании решались следующие задачи: 1) проверить степень и уровень понимания младшими школьниками семантики слов, близос ...
Методическое осмысление вопроса формирования и развития грамматического
строя речи школьников
В свою очередь исследователь-методист Е.Е.Вишневская выделяет три типа уроков формирования грамматического строя речи: уроки знакомства с новым материалом (с новым видом грамматического обобщения) уроки закрепления практических грамматических умений уроки повторения и контроля усвоения грамматическ ...