Практическое исследование проводилось на базе Черновской специальной (коррекционной) школы - интерната VIII вида г. Читы. В исследовании принимали участие ученики второго класса с интеллектуальными нарушениями (8 - 9 лет) в количестве 10 человек.
Цель практического исследования - изучить особенности графомоторных навыков письма учеников с интеллектуальными нарушениями и привести приемы коррекции графомоторных навыков.
В процессе исследования использовались следующие методики: методика "Изучение особенностей графомоторных навыков в процессе списывания текста из учебника" (списывание), методика "Изучение особенностей графомоторных навыков в процессе письма под диктовку" (диктант), а так же наблюдение за состоянием графомоторных навыков письма учеников с интеллектуальными нарушениями.
Для обработки данных диагностики были разработаны критерии оценки графомоторных навыков учеников (от высокого до очень низкого уровня).
Методика "Изучение особенностей графомоторных навыков в процессе списывания текста из учебника"
Цель: изучить состояние графомоторных навыков в процессе списывания текста из учебника; оценка состояния зрительного восприятия.
Выполнение: Ученикам предлагался текст из учебника по русскому языку.
Тексты для списывания
Прозвенел звонок. Ученики бегут во двор. Юля и Лёва открыли окна. Дежурные Яна и Саша убирают класс.
Оценка результата:
Высокий уровень - 4 балла - графические ошибки и нарушения письма отсутствуют; темп деятельности высокий.
Средний уровень - 3 балла - наблюдаются некоторые графические ошибки и нарушения письма; ошибки исправляются ребенком самостоятельно; темп деятельности средний;
Низкий уровень - 2 балла - значительное количество ошибок и нарушений письма; ошибки исправляются частично самостоятельно, либо при помощи педагога; темп деятельности низкий.
Очень низкий уровень - 1 балла - значительное количество ошибок и нарушений письма; ошибки не замечаются, исправляются только при помощи педагога; темп деятельности очень низкий.
Методика "Изучение особенностей графомоторных навыков в процессе письма под диктовку"
Цель: изучить состояние графомоторных навыков в процессе письма под диктовку; оценка состояния слухового восприятия.
Выполнение: Ученикам диктовался текст, который выбирался с учетом принципа доступности. Ученики воспроизводили его в тетради.
Текст диктанта
Зима.
Вот зима. Выпал пушистый снег. На улице мороз. Дети бегут на горку. С ними пес Рыжик.
Оценка результата:
Высокий уровень - 4 балла - графические ошибки и нарушения письма отсутствуют; темп деятельности высокий.
Средний уровень - 3 балла - наблюдаются некоторые графические ошибки и нарушения письма; ошибки исправляются ребенком самостоятельно; темп деятельности средний;
Низкий уровень - 2 балла - значительное количество ошибок и нарушений письма; ошибки исправляются частично самостоятельно, либо при помощи педагога; темп деятельности низкий.
Очень низкий уровень - 1 балла - значительное количество ошибок и нарушений письма; ошибки не замечаются, исправляются только при помощи педагога; темп деятельности очень низкий.
Метод "Наблюдение за состоянием графомоторных навыков письма учеников второго класса с интеллектуальными нарушениями"
Цель: оценить состояние графомоторных навыков умственно отсталых учеников, а так же навыков самоконтроля.
Выполнение: Осуществлялось наблюдение за графическими навыками учеников. Обращалось внимание на умение правильно держать ручку, ориентироваться на разлинованной поверхности страницы. Изучался темп деятельности, умение осуществлять самоконтроль (двигательный и зрительный) в процессе письма под диктовку и с образца.
Оценка результата:
Высокий уровень - 4 балла - ученик уверенно и точно воссоздает графические образы, воспринимаемые зрительно и на слух; ориентируется на тетрадном листе; темп деятельности высокий.
Средний уровень - 3 балла - ведущей рукой действует в целом уверенно; хорошо ориентируется на тетрадном листе; графические образы зрительно и на слух воспринимает с незначительными искажениям; темп деятельности средний.
Низкий уровень - 2 балла - ведущая рука действует с напряжением, скованно; ориентировка на листе слабая; страдает самоконтроль; темп деятельности низкий.
Очень низкий уровень - 1 балл - затрачивается много энергии и сил при воссоздании графического образа буквы; ориентировка на листе слабая; сильно страдает самоконтроль; темп деятельности очень низкий.
Данные диагностических процедур оформлялись в протоколы исследования и проводился качественный и количественный анализ результатов исследования.
Образование, педагогика, воспитание:
История становления и развития музыки православной церкви на Украине и в России
Вопросам истории церковного пения в России и на Украине посвящён ряд работ, созданных в большинстве своём в XIX , начале ХХ веков. Это исследования Д. Аллеманова, В. Металлова, А. Преображенского, Д. Разумовского, Н. Финдейзена. Во второй половине ХХ века эта сфера музыкальной культуры рассматривал ...
Методические аспекты изучения персоналий в школьном курсе истории
Главный элемент содержания исторического образования – знания. Они включают в себя сведения, познания в области истории, концентрируя социальный опыт человечества. Знания создают научную картину развития общества, дают представление об исторической действительности и предполагают постижение её чело ...
Психологические, лингвистические характеристики развития связной речи
дошкольников
Все исследователи, изучающие проблему развития связной речи обращаются к характеристике, которую дал ей С.Л. Рубинштейн. Именно ему принадлежит определение ситуативной и контекстной речи. С.А. Рубинштейн отмечал, что для говорящего всякая речь, передающая его мысль или желание, является связной реч ...