Золотая педагогика

Совершенствование графомоторных навыков у младших школьников с нарушением интеллекта на уроках русского языка

Другое о педагогике » Совершенствование графомоторных навыков у младших школьников с нарушением интеллекта на уроках русского языка

Современная начальная школа, опираясь на принцип развивающего обучения, находится в поиске модели общего развития ребёнка.

Одной из сторон общего развития младших школьников является развитие речи. Речь в целом, а также письменная речь - явление многогранное. Важной её составляющей считается письмо как способность с помощью графических знаков выражать содержание речи, мысли человека. Владение письменной речью, а следовательно и графическими навыками - одна из важнейших сторон общего развития ребёнка.

Развитие письменной речи не может происходить успешно без овладения самой техникой письма, без овладения графическим навыком.

Практика показывает, что научение письму остается одним из сложных и трудных этапов для начинающих учиться в школе. Процесс формирования навыка не представляет для детей интереса, тем более увлечения. Он не дает возможность осознанно сформировать правильный графический навык. При знакомстве с написанием букв работа ведется в большей степени над начертаниями отдельных ее элементов, а не над ее целостным написанием.

Недостаточная теоретическая разработанность проблемы обучения письму, несовершенство решения этой проблемы на практике заставляют вновь обращаться к поискам ее дальнейшего теоретического и практического решения.

Количество учащихся в младшем школьном возрасте с трудностями обучения письму и нарушениями письма увеличивается с каждым годом.

Ключевым понятием в методике обучения первоначальному письму является "графика". В лингвистическом понятии "графика" определяется, как начертание письменных или печатных знаков, букв.

В исследованиях различных авторов навык овладения письмом обозначается как "графомоторный навык", "элементарный графический навык", "базовые графические умения и навыки", "базисные графические движения", "графические умения", "двигательный навык письма" (Н.А. Агаркова, 1978; М.М. Безруких, 2001; О.Б. Иншакова, 2003; Р.Д. Тригер, 1998; Н.С. Пантина, 1967; О.С. Филиппова, 1999 и др.). Понятие "графический навык" вбирает все содержание графики, как раздела лингвистики, включающий в себя начертание письменных букв или печатных знаков букв.

Формирование графомоторных навыков письма, по мнению специалистов и практиков, является процессом длительным и непростым. Отмечается, что графические навыки в младшем школьном возрасте вырабатываются в процессе длительных упражнений.

Особенно важна проблема формирования графомоторных навыков у младших школьников, имеющих интеллектуальные нарушения. Проблемы усвоения навыков письма во многом объясняются особенностями учебной деятельности школьников: учащимся свойственны недостаточная целенаправленность действий, неумение анализировать и соблюдать последовательность выполнения заданий на уроке. Без напоминания педагогов дети не стремятся себя контролировать, выявлять и исправлять допускаемые ошибки.

Письмо, являясь "базой" всего дальнейшего обучения, вызывает значительные затруднения у младших школьников с интеллектуальными нарушениями. Процесс формирования навыков письма у учащихся этой категории имеет свои специфические особенности.

А.Н. Граборов, Е.К. Грачева, М.П. Постовская, Г.Я. Трошин указывают, что недостаточное развитие руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики осложняет формирование графомоторных навыков учеников с интеллектуальными нарушениями (искажение формы и размеров букв, не соблюдение расположения букв по линии строки, ломанность и "заборность" письма, другое).

По мнению Г.Н. Рахмаковой, Е.И. Скиотис, Р.Д. Тригер существенно сниженный уровень сенсорных процессов учащихся с интеллектуальными нарушениями приводит к несформированности навыка зрительно-двигательных образов буквенных знаков, а так же связан с затруднениями на письме, например, выражается в неумении писать буквы связно.

Несмотря на достаточную изученность вопроса развития графомоторных навыков детей младшего школьного возраста, вместе с тем продолжает оставаться актуальной проблема выявления наиболее эффективных приемов их коррекции у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта. Данная проблема была положена в основу нашего исследования.

В связи с актуальностью данной проблемы цель исследования состоит в определении взаимосвязи интеллектуального развития и развития графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта, обосновании и практической апробации приемов их коррекции.

Объект исследования - процесс развития графомоторных навыков у младших школьников с нарушением интеллекта.

Предмет исследования - приемы коррекции графомоторных навыков у младших школьников с нарушением интеллекта.

Задачи исследования:

1) дать психолого-педагогическую характеристику детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта;

2) раскрыть научные основы исследования взаимосвязи интеллектуального развития и развития графомоторных навыков;

3) охарактеризовать типичные нарушения графомоторных навыков у детей с нарушением интеллекта и причины их возникновения;

4) выявить нарушения графомоторных навыков у детей с нарушениями интеллекта;

5) раскрыть приемы коррекции нарушений графомоторных навыков у детей на уроках письма в коррекционной школе VIII вида;

нарушение интеллект графомоторный навык

6) проанализировать результаты коррекции нарушений графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.

Гипотеза исследования: процесс развития графомоторных навыков у младших школьников с нарушением интеллекта будет эффективным, если реализуется коррекционно-развивающая работа, основанная на:

изучении уровня развития графического навыка у младших школьников с нарушением интеллекта и индивидуальных трудностей;

комплексе специально организованных коррекционно-развивающих занятий, направленных на устранение типичных ошибок и целенаправленное научение детей графомоторным навыкам.

Для решения поставленных задач и доказательства гипотезы нами были использованы следующие методы научного исследования:

теоретические: анализ, синтез, обобщение, систематизация, классификация и др.;

эмпирические: наблюдение, изучение продуктов деятельности детей, изучение документации, эксперимент, специальные авторские методики.

Методологической основой исследования являются положения философии, педагогики, психологии о видах деятельности, об этапах ее развития (А.Н. Граборов, Е.К. Грачева, М.П. Постовская, Г.Я. Трошин); о сложности процесса психического развития ребенка, о зависимости его как от внешних (характер обучения), так и от внутренних (внутренний мир ребенка) факторов (Г.Н. Рахмакова, Е.И. Скиотис, Р.Д. Триггер); о взаимосвязи уровня развития мышления и графомоторных навыков у ребенка (М.М. Безруких, О.Б. Иншакова).

База исследования: практическое исследование проводилось на базе Черновской специальной (коррекционной) школы - интерната VIII вида г. Читы. В исследовании принимали участие ученики второго класса с интеллектуальными нарушениями (8 - 9 лет) в количестве 10 человек.

Новизна исследования состоит в обосновании необходимости осуществления специальной работы с младшими школьниками с нарушением интеллекта по коррекции нарушений, возникающих у ребенка в процессе освоения графомоторного навыка и препятствующие его качественному развитию.

Теоретическая значимость исследования состоит в систематизации взглядов по проблеме развития графомоторных навыков у младших школьников с нарушением интеллекта.

Практическая значимость состоит в том, что была разработана и частично апробирована система занятий по развитию графомоторных навыков у младших школьников с нарушением интеллекта, получены положительные результаты опытно-экспериментальной работы, которые выразились в том, что графомоторные навыки в результате проведенной коррекционной работы несколько улучшились.

Образование, педагогика, воспитание:

Сущность и специфика педагогической задачи
С незапамятных времен понятие "задача" используется и в теории, и в практике педагогики. Оно употребляется обычно для описания форм предъявления учебного материала и специальных учебных заданий. Педагогическую задачу надо понимать как систему особого рода, представляющую собой основную ед ...

Воспитание самостоятельности и активности
Главной задачей интеллектуальной готовности ребенка является формирование у ребенка определенных знаний и умений на основе включения его в активную учебную деятельность. В процессе решения этой задачи педагог использует разнообразные методы и приемы: объяснение, показ, вопросы, оценка и др. Формиро ...

Инновационный процесс и его особенности
Инновационный процесс в сфере образования - это обновление и изменение концепций образования, содержания учебных программ, методов и методик, способов обучения и воспитания. Цель инновационного процесса в образовании - кардинальные изменения сложившихся традиционных элементов образовательной систем ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.ecsir.ru