Задачи обучения русскому языку в школе VIII вида:
Научить правильно и осмысленно читать доступные для понимания тексты.
Сформировать навыки и умения грамотно писать на основе усвоения звукового состава языка и элементарных сведений по грамматике и правописанию.
Повысить уровень общего развития учащихся, развить кругозор.
Научить правильно и последовательно излагать свои мысли как в устной, так и в письменной форме.
Нравственно влиять на становление характера.
Коррекционная направленность заключается в том, что весь программный материал по русскому языку нацелен на развитие речи и устранение речевых недостатков учащихся. Программа учитывает недостатки прошлого опыта детей. Структурно она построена так, чтобы перед изучением каждого нового раздела выделялся подготовительный этап, который предназначен для коррекции недостатков прошлого опыта. Программа учитывает недостатки мыслительной деятельности учащихся. Поэтому весь материал располагается концентрически (по нарастанию количества связей). Программа учитывает недостатки дифференциации. В связи с этим сходный материал либо разбивается во времени, либо изучается на основе сопоставления одного с другим. Программа учитывает замедленный темп усвоения материала умственно отсталыми детьми и растягивает изучение на более длительные сроки.
Практическая направленность программного материала заключается в формировании у детей речевых навыков, идет установка на развитие речи как средства общения. Выделяются специальные уроки развития речи (1 - 4 класс). В специальной (коррекционной) школе изучается не теоретическая, а практическая грамматика.
Принципами обучения являются:
Воспитывающее обучение.
Сознательность и активность в обучении.
Наглядность в обучении.
Доступность знаний.
Прочность знаний.
Научность материала и систематичность изложения.
Дифференцированный и индивидуальный подход.
Тренировка пространственно-зрительного восприятия и зрительной памяти, а также предупреждение ошибок на уровне буквы:
копирование различных фигур и их сочетаний, дорисовывание фигур;
отработка понятий "право", "лево", "верх", "низ";
постановка точки в заданном учителем месте;
соединение точек в заданном направлении;
выкладывание букв из палочек, элементов-шаблонов, ощупывание букв;
нахождение недостающего элемента, написание буквы и т.п.
Предупреждение ошибок на уровне слога:
придумывание и записывание слов на заданный слог в разной позиции (сани, лиса);
работа со схемой слога и запись слога к схеме и т.п.
Предупреждение ошибок на уровне слова:
отработка понятия "слово", в том числе и предлог;
работа над постановкой правильного ударения в слове (протяжно тянем нужную букву);
работа со схемой слова и подбор слов к заданной схеме;
подбор и запись групп однокоренных слов;
составление и запись слов из разбросанных слогов, букв;
работа с синонимами и антонимами и т.п.
Предупреждение ошибок на уровне словосочетания:
сочетание существительного с прилагательным (яблоко какое?);
сочетания существительных с глаголами;
сочетание существительных с числительным и т.п.
Предупреждение ошибок на уровне предложения:
составление предложений к различным схемам;
работа с деформированным предложением;
работа с предложением, в котором пропущены предлоги;
пропуск прилагательного в предложении;
пропуск наречия в предложении;
пропуск глагола и т.п.
Предупреждение ошибок на уровне текста:
работа с деформированным текстом;
составление связного рассказа из смешанных фраз;
составление рассказа по серии картинок, по данному началу и концу, по одной картинке, по опорным словам.
Образование, педагогика, воспитание:
Структура организаторской деятельности и ее особенности
Организаторская деятельность, будучи отнесенной к отдельному человеку, есть не что иное, как система взаимосвязанных действий (технологий), направленных на объединение групп людей для достижения общей цели. Особое место организаторская деятельность занимает в структуре целостной деятельности педаго ...
Формирование культурно-гигиенических навыков у младших
дошкольников
Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, одежды, обуви продиктованная не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических ...
Сущность и специфика педагогической задачи
С незапамятных времен понятие "задача" используется и в теории, и в практике педагогики. Оно употребляется обычно для описания форм предъявления учебного материала и специальных учебных заданий. Педагогическую задачу надо понимать как систему особого рода, представляющую собой основную ед ...