Золотая педагогика

Вклад известных ученых Ставрополья в процесс становления и развития высшего физико-математического образования

Другое о педагогике » История становления и развития системы высшего физико-математического образования на Ставрополье 1930-1960 гг » Вклад известных ученых Ставрополья в процесс становления и развития высшего физико-математического образования

Страница 1

На Ставрополье система образования создавалась «на пустом месте», в отличие, например, от Ростова-на-Дону, куда был переведен Варшавский университет со всеми его сотрудниками, научным и учебным оборудованием, академическими традициями образования и т.д. В этом случае нельзя не отметить роли и заслуг инициативных, увлеченных наукой, высококультурных преподавателей и их учеников. В этом параграфе будут представлены данные о жизни и творчестве известных ученых, создавших фундамент физико-математического образования на Ставрополье.

Первым заведующим кафедрой физики физико-математического факультета Ставропольского пединститута был Бутлар Виктор Александрович. Бутлар Виктор Александрович родился 30 декабря 1907 года в г. Слоним Барановической области. С сентября 1926 года по март 1930 года обучался на физико-математическом отделении Северо-Кавказского государственного университета в г. Ростове. Еще в студенческие годы начал заниматься научной работой, а поле окончания университета остался работать ассистентом. В августе 1930 года Виктор Александрович Бутлар был приглашен в Ставрополь из Ростовского университета для организации кафедры физики в Ставропольском педагогическом институте. С переходом в Ставропольский пединститут, практически с первых дней работы, проявились такие его личные качества, как талант организатора, инициативность, умение работать с людьми. За шесть лет упорной работы в вузе под его руководством и при его непосредственном участии были оборудованы специализированные аудитории для подготовки демонстрационных экспериментов, лаборатории, учебные мастерские, приглашены преподаватели, укомплектован учебно-вспомогательный состав. В 1939 году, наряду с заведованием кафедрой общей физики, В.А. Бутлар возглавил физико-математический факультет. В тоже время он продолжал заниматься научно-исследовательской работой по теме «Характеристика поверхности адсорбентов и катализаторов по дисперсности и теплоте смачивания» под руководством академика П.А. Ребиндера.

Научно-исследовательская работа Бутлара В.А. была связана с термической обработкой дисперсной закиси никеля при различном температурно-временном режиме. Он занимался измерением теплоты смачивания водой и бензолом полученных образцов закиси никеля. Определение дисперсности проводилось двумя методами - седиментометрическим и методом адсорбции. Однако завершению работы Бутлара В.А. и других преподавателей вуза помешала война.

С декабря 1941 года по март 1952 года В.А. Бутлар работал в Кустанайской области учителем физики, завучем и директором средней школы. Он был репрессирован и сослан туда за немецкое происхождение фамилии. С ноября 1953 года В.А. Бутлар вновь возглавил кафедру общей физики Ставропольского педагогического института, и с мая 1954 года стал деканом физико-математического факультета. В эти годы под его руководством были проведены все восстановительные работы, перестроена работа факультета в соответствии с государственной политикой, направленной на политехнизацию обучения.

В конце 50-х годов профессор Э.В. Шпольский, лично знакомый с В.А. Бутларом, предложил ему заняться исследованием квазилинейчатых спектров люминесценции сложных органических молекул.

В начале 60-х годов под руководством В.А. Бутлара была создана научная лаборатория по изучению спектров сложных органических молекул, установлены научные связи со школой профессора Э.В. Шпольского в Московском государственном педагогическом институте. Этим было положено начало научному направлению «Физика оптических явлений», до сих пор активно развивающемуся на кафедре общей физики Ставропольского государственного университета. В 1968 году В.А. Бутлар защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Некоторые вопросы спектроскопии замороженных растворов ароматических углеводородов».

В конце 1970-х гг. В.А. Бутлар по состоянию здоровья ушел с должности заведующего кафедрой общей физики и передал руководство кафедрой и лабораторией молекулярной спектроскопии Д.М. Гребенщикову. 10 февраля 1984 году В.А. Бутлар умер. Он был похоронен в Ставрополе. К сожалению, при жизни заслуги его не были оценены по достоинству.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Образование, педагогика, воспитание:

Результаты пробного экспериментального обучения по формированию межкультурной компетенции у учащихся
Несмотря на то, что формирование межкультурной компетенции очень сложный и длительный процесс, требующий продолжительной работы, мы сделали попытку провести пробное экспериментальное обучение и выявить уровни сформированности межкультурной компетенции у старшеклассников. В исследовании принимали уч ...

Семейная психолого-педагогическая культура как основавзаимодействия социального педагога и семьи
Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами, которые исторически обусловливаются системой общественных отношений, национальными обычаями, традициями, культурой, в конечном итоге её укладом. Развитие личности ребёнка в семье в решающей степени происходит под воздействием семейно ...

Общая характеристика личностно-деятельностного подхода к обучению иностранному языку
Личностно-деятельностный подход основывается на системном представлении явлений, содержание которых составляют исследования психологии, психолингвистики и гуманистической педагогики. Психологические основы подхода заложены работами Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, П.Я. Гальперина ...

Навигация по сайту

© 2025 Copyright www.ecsir.ru