Золотая педагогика

История становления и развития системы высшего физико-математического образования на Ставрополье 1930-1960 гг

Другое о педагогике » История становления и развития системы высшего физико-математического образования на Ставрополье 1930-1960 гг

После Великой Октябрьской социалистической революции ряд новых важных направлений возник в московской математической школе. В дореволюционной России основными центрами математических исследований являлись университеты (Петербургский, Московский, Казанский и др.). Развитие научных исследований в области математики и ее прикладного значения после 1917 было самым тесным образом связано с развитием и укреплением АН СССР. Эти исследования в значительной мере концентрировались в математических институтах АН СССР, АН союзных республик, в ведущих университетах. Важной чертой развития математики является возникновение за годы Советской власти многочисленных научных школ в городах страны. Математические школы появились в Тбилиси, Ереване, Баку, Вильнюсе, Ташкенте, Минске, Свердловске и других городах. В 60-х гг. была создана научная школа в Академгородке близ Новосибирска.

До Октябрьской революции на Ставрополье, как и на всем Северном Кавказе, не функционировало ни одного высшего учебного заведения, вследствие этого говорить о развитии высшего образования в этот период вряд ли целесообразно. В 1912 году на Ставрополье был открыт Ставропольский учительский институт, готовивший учителей народных школ. Этот институт не давал законченного высшего образования, так как не готовил учителей для гимназий и реальных училищ.

В 1929-1930 гг. в Ставропольском крае повсеместно вводится всеобуч - обязательное всеобщее обучение. По решению XVI съезда партии в крае была проведена большая работа по планированию сети школ всеобуча, обеспечению их учительскими кадрами, учебным оборудованием и инвентарем, укреплению их материально-финансовой базы. Чтобы гарантировать доступность школы для беднейших слоев населения, была проведена огромная работа по созданию фондов всеобуча.

В 1932-1933 учебном году количество учащихся в крае составляло 174,8 тысяч человек в 149 семилетних школ, а к концу второй пятилетки число учеников составило 354 тысячи в 331 семилетней школе. В 1939 г. в крае насчитывалось 995 начальных, 309 семилетних и восьмилетних и 179 средних школ, а количество учащихся в неполных и средних школах достигло 344184 человека.

В связи с потребностью в учительских кадрах по решению Совнаркома СССР в октябре 1930 года в Ставрополе был открыт агропедагогический институт Народного Комиссариата просвещения РСФСР, переименованный в 1932 году в педагогический институт по подготовке специалистов-преподавателей для техникумов, рабфаков, школ, куда входили отделения физики и математики. В 1931 году в числе других отделений в нем открылось физико-техническое отделение. С 1932 года пединститут перешел с трехгодичного на четырехгодичный срок обучения. К концу 1933 года в Ставропольском педагогическом институте кабинеты физики уже были сравнительно хорошо оборудованы, фонды библиотеки продолжали пополняться.

С 1932 года пединститут перешел с трехгодичного на четырехгодичный срок обучения. В 1932 году при пединституте был образован двухгодичный учительский институт, куда входили отделения физики и математики.

В 1934 г. физико-техническое отделение Ставропольского государственного пединститута было переименовано в физико-математический факультет. К 1935 году на физико-математическом факультете были сформированы кафедры физики и математики. К 1938 году здесь уже действовали кафедры - математического анализа, алгебры и геометрии, общей и теоретической физики. Первым деканом физико-математического отделения в 1933 году был назначен К.И. Образ, а его заместителем - В.А. Бутлар.

Ставропольский государственный педагогический институт приглашал на работу ученых других вузов, стремясь укомплектовать кафедры физики и математики квалифицированными специалистами.

С августа 1930 года на кафедре физики начинает работать Виктор Александрович Бутлар, который был приглашен из Ростовского университета для организации кафедры физики в Ставропольском государственном педагогическом институте. В 1938-1939 году на кафедре физики работали В.А. Бутлар, Д.К. Надеждин, В.А. Иванов, Б.М. Кувичко и др.

Кроме этого, в 1932 году в Ставрополе начинает действовать Сельскохозяйственный институт овцеводства, который был переведен из Москвы вследствие недостатка научно-производственной и экспериментальной базы. В этом же, 1932 году, в Ставропольский сельскохозяйственный институт вливается Северо-Кавказский институт овцеводства из Краснодара и отделение мясомолочного скотоводства Таганрогского сельскохозяйственного института.

В 1938 году в Ставрополе открывается медицинский институт, в который приехали представители различных медицинских специальностей из крупнейших вузовских центров Союза. В период с 1939-1940 гг. учительские институты были открыты в городах Черкесске и Микоян-Шахаре (Карачаевск) (в Микоян-Шахаре институт был преобразован в 1940 году в педагогический). Вновь открытые вузы сыграли важную роль в подготовке учительских кадров для Карачаево-Черкесии. С 1939 года начал свою работу Пятигорский педагогический институт, состоящий из четырех факультетов, в том числе и физико-математического. На физико-математическом факультете Пятигорского педагогического института обучались 63 студента, а в учительском институте 99 студентов. Вышеназванные вузы сыграли важную роль в подготовке учительских кадров на Ставрополье.

Быстрое развитие системы вузов способствовало укреплению фундамента для высшего образования в целом, в том числе и образования в области физико-математических наук. Открывающиеся вузы послужили основой для развития интеллигенции всего Северного Кавказа.

На основе Постановления Совета Народных Комиссаров СССР от 3 октября 1940 г. была введена плата за обучение в высших учебных заведениях в размере 150 рублей в семестр.

С первого сентября 1939 г. по Приказу Всесоюзного комитета по делам высшей школы при СНК были произведены изменения в структуре кафедр физико-математического факультета Ворошиловского государственного педагогического института (с 1935 г. Ставрополь был переименован в Ворошиловск). Кафедра математики была разделена на две кафедры: кафедру высшей математики и геометрии, и кафедру математического анализа. Кафедра физики разделилась на кафедру общей физики и кафедру теоретической физики.

В 1943-1944 учебном году была открыта аспирантура при Пятигорском педагогическом институте, в которой была предоставлена определенная квота кафедрам математики и физики. Деканом физико-математического факультета ПНИ был назначен А.Г. Квасов, доцент кафедры математики. В связи с возвращением из эвакуации кандидата педагогических наук Г.М. Олифер, его восстановили в должности заведующего кафедрой математики и назначили заместителем директора по учебной и научной работе.

В связи с ликвидацией Карачаево-Черкесского педагогического института в апреле 1944 г. его имущество было передано на баланс Пятигорскому педагогическому и учительскому институтам. В соответствии с распоряжением Совета НК СССР от 28 июля 1945 г. Пятигорскому государственному педагогическому и учительскому институтам был присвоен статус высшего учебного заведения II категории. После окончания физико-математического факультета педагогического и учительского институтов выпускникам присваивалась квалификация преподавателя математики и физики в средней школе.

Вся работа вузов, в том числе и Ставропольского пединститута, в послевоенные годы была направлена на реализацию постановлений ЦК ВКП(б) по идеологическим вопросам, на улучшение профессиональной подготовки будущих учителей на основе решений Всесоюзного съезда директоров педагогических и учительских вузов.

Вследствие медленных темпов восстановления учебных заведений, разрушенных немецко-фашистскими оккупантами, занятия в институте проводились в две смены. Огромные трудности возникали с отоплением учебных заведений, потребность в топливе была покрыта только на 34,5%. Отсутствие необходимого оборудования кабинетов и лабораторий, почти полное отсутствие химической посуды, недостаточное обеспечение библиотеки учебниками и журнальной литературой неблагоприятно отражались на учебной и научно-исследовательской работе института.

К началу 1946-1947 учебного года состав студентов Ставропольского педагогического и учительского институтов составил 862 человека, в том числе на физико-математическом факультете обучалось 83 человека.

Учебный план 1946-1947 учебного года был выполнен полностью, за исключением практикума по курсу «электро- и радиотехники», который не был выполнен полностью из-за отсутствия электроэнергии. Работа кабинетов и лабораторий постепенно улучшалась, приобретались наглядные пособия, (силами лаборантов изготавливались учебные приборы. 10 мая 1947 г. кафедрами математического анализа, алгебры и геометрии была организована студенческая научная математическая конференция.

Перед вузами были поставлены задачи повышения идейно-теоретического уровня преподавания всех дисциплин и особенно основ марксизма-ленинизма, политэкономии, педагогики, истории и литературы, улучшения форм и методов преподавания, усиления политико-воспитательной и культурно-массовой работы со студентами, расширения научно-исследовательской работы и повышения квалификации профессорско-преподавательского состава. Основными руководящими документами при реализации поставленных задач стали постановления большевистской партии по идеологическим вопросам, решение сессии ВАСХНИЛ, а также приказы и распоряжения Министерства высшего образования СССР и Министерства просвещения РСФСР.

Для реализации поставленных задач было принято решение по улучшению материальной базы вузов. Только за 1948-1949 учебный год в Ставропольском педагогическом институте было приобретено учебного оборудования для кабинетов и лабораторий на сумму 84836 рублей. Учебно-производственная база института непрерывно улучшалась, заметно увеличивался набор студентов.

В 1946 году в Ставропольском педагогическом институте была возобновлена деятельность кафедры теоретической физики. В это время возглавил кафедру доц. П.А. Горохов. В 1949-1950 года на кафедре теоретической физики работали: заведующий кафедрой, доцент П.А. Горохов; старшие преподаватели А.Ф. Бондаренко, В.А. Иванов и ассистент И.В. Четверикова. Все члены кафедры были участниками методологического семинара по вопросам методики преподавания физики.

В этом же учебном году кафедра общей физики работала в следующемсоставе: заведующий кафедрой, кандидат наук, доцент И.А. Класс; старший преподаватель Г.В. Жогин; ассистенты Е.М. Королева, К.И. Зуев, Л.А.Фролова, В.А. Безакуца. К концу учебного года в состав кафедры общей физики пединститута влились К.И. Образ, Н.Т.Ткаченко, М.Ф. Соколова, Д.А. Бурдакова, Дмитриева, А.Д. Заболоцкая, Н.В. Гречкин, П.И. Бирюков.

Однако план приема студентов в Ставропольский педагогический институт в 1948-1949 учебном году был выполнен только на 92%. В связи с большим увеличением набора студентов физико-математического факультета к началу 1949-1950 учебного года институт оказался в чрезвычайно тяжелом положении. Кафедры не были полностью укомплектованы в соответствии со штатным расписанием, так как не удалось пригласить новых работников, имеющих ученую степень и звание. К началу 1949-1950 учебного года на кафедру геометрии был приглашен кандидат физико-математических наук, доцент Б.С. Дворкин, на кафедру алгебры и анализа ассистентка В.И. Меньшикова, на кафедру общей физики ассистент В.Г. Базакуца. Научные работники института осуществляли огромную работу по распространению политических и научных знаний в городе и крае, читали лекции, доклады, писали научно-популярные статьи.

Основными формами учебной работы были лекции, лабораторные, семинарские и практические занятия, консультации и коллоквиумы. Деканы факультетов и заведующие кафедрами осуществляли контроль за качеством и идейным содержанием лекций и практических занятий.

На заседаниях кафедр утверждались рабочие планы преподавателей, отчеты по научно-исследовательской работе и программы повышения квалификации, рассматривались отчеты о ходе реализации учебных программ, подготовке оборудования и аппаратуры для лабораторных занятий, обсуждались приказы Министерства высшего образования и директора института, самостоятельная работа студентов, педагогическая практика, работа студенческих научных кружков, подготовка к экзаменационной сессии, утверждались экзаменационные билеты.

Политико-воспитательная работа со студентами проводилась на основе решений ЦК ВКП(б) по идеологическим вопросам, приказов и распоряжений Министерства Высшего Образования СССР и Министерства просвещения РСФСР. Приказ Министерства просвещения РСФСР № 656 от 15.12.48 г. о воспитании студентов в духе коммунизма и советского патриотизма определил основное направление в политико-воспитательной работе. Наглядным итогом всей учебной и политико-воспитательной работы института являлась педагогическая практика студентов.

Студентам физико-математического факультета на практических занятиях раскрывали пути развития науки, внедрения новых технологий, значение физики и математики в обществе, роль русских и советских ученых в развитии науки, приоритет их открытий и изобретений.

Физико-математический факультет в своей работе руководствовался постановлениями Первого Пленума Научно-методического Совета при Министре высшего образования СССР «О повышении идейно-теоретического уровня преподавания в высшей школе». Перед кафедрами общей физики, теоретической физики, геометрии, алгебры и математического анализа ставились задачи повышения не только научного, но и идейно-политического содержания лекций и практических занятий, борьбы с низкопоклонством перед буржуазной наукой и культурой, а также воспитания у студентов коммунистического мировоззрения. Эти тенденции далеко не всегда положительно сказывались на преподавании физики и математики в высшей школе. Воспитанию коммунистического мировоззрения приходилось уделять некоторую часть времени на учебных занятиях, жертвуя иногда глубиной и основательностью преподавания специальных вопросов физики и математики. Не всегда целесообразным оказывалось и требование обязательной борьбы с низкопоклонством перед буржуазной наукой.

В 1949 году с приходом в институт кандидата физико-математических наук, доцента Б.С. Дворкина кафедра математики разделилась на две кафедры: кафедра математического анализа и алгебры и кафедра геометрии. Кафедрой математического анализа и алгебры заведовал доцент М.Т. Левшунов, а кафедрой геометрии доцент Б.С. Дворкин. К началу учебного года на кафедру алгебры и анализа была приглашена ассистент В.И. Меньшикова, а на кафедру общей физики ассистент В.А. Базакуца.

Кафедра алгебры и анализа работала в составе четырех человек: заведующий кафедрой, доцент М.Т. Левшунов, старшие преподаватели К.И. Образ, В.И. Шевченко, ассистент В.И. Меньшикова.

Кафедра геометрии включала в себя шесть сотрудников: заведующий кафедрой, доцент Б.С. Дворкин, доцент И.А. Березкин, старшие преподаватели Н.Д. Буренин, И.Е. Дидин, М.В. Ломтева, И.Т. Зароченцев.

Всю вузовскую работу стремились организовать в соответствии с распоряжениями и указаниями Министерства высшего образования СССР, Министерства Просвещения РСФСР, решениями Всероссийского совещания директоров и заместителей директоров педагогических институтов. Особое внимание уделялось выполнению приказов Министра Высшего образования СССР №1865 от 14 ноября 1952 г. «О мерах по улучшению учебно-воспитательной работы в высших учебных заведениях СССР» и № 2000 от 2 декабря 1952 г. «Об изучении в высших учебных заведениях решений XIX съезда ЦК КПСС». 19 августа 1952 г. Постановлением Совета Министров РСФСР Пятигорскому учительскому институту, был присвоен статус Пятигорского государственного педагогического института Министерства просвещения РСФСР.

В основу работы вузов Ставрополья с 1952 г. по 1956 г. были положены решения XIX съезда партии, решения пленумов ЦК КПСС, постановление ЦК партии по идеологическим вопросам. Принятое в августе 1954 г. постановление Совета Министров СССР и Центрального Комитета КПСС об улучшении подготовки, распределения и использования специалистов с высшим и средним специальным образованием явилось широкой программой для повышения качества обучения и воспитания студенческой молодежи института.

Все усилия преподавательского состава института были направлены на сочетание учебной и научно-исследовательской работы с повседневным воспитанием студентов. В воспитательной работе того времени заметны элементы начетничества и формализма в духе советского патриотизма и пролетарского интернационализма, преданности делу коммунистического строительства, стремления в основу всей работы Ставропольского государственного педагогического института положить решения XIX съезда партии, пленумов ЦК КПСС, постановления ЦК партии по идеологическим вопросам. В институте изучались и выполнялись решения Всероссийского совещания директоров и заместителей директоров педагогических институтов, директивные указания Министерства Высшего образования СССР и Министерства просвещения РСФСР. Но после 1956 г. заметны значительные изменения в содержании воспитательной работы, основными направлениями которой становятся преодоление культа личности, более правильное и глубокое понимание как внутренней, так и внешней политики нашего государства. Политико-воспитательная и культурно-массовая работа в студенческих коллективах, которой целенаправленно и постоянно занимались преподаватели, коллективы кафедр в целом, деканаты и ректорат, способствовала улучшению профессиональной подготовки студентов, помогала воспитать в них любовь к своей профессии. После 1956 г. со студентами регулярно проводились беседы на темы морального облика советского учителя, организовывались встречи для передачи опыта с лучшими учителями и классными руководителями города Ставрополя. Большую роль в повышении не только идейно-политического, но и профессионального уровня преподавания на физико-математическом факультете сыграл философский семинар преподавателей. Все члены семинара тщательно готовились к занятиям, выступали с докладами, принимали активное участие в обсуждении докладов. Недостатком в работе философского семинара стал тот факт, что наряду с проблемами философского осмысления физики и математики приходилось большое время уделять материалам и решениям партийных съездов.

Вместе с тем, нельзя полностью отбросить и позитивный опыт этой работы, поскольку повышалась ответственность и роль институтских партийных и комсомольских организаций в деле воспитания студентов, вырабатывались различные формы организации студенческой молодежи на борьбу за овладением знаниями. Усиление роли комсомольских организаций в академических группах привело к повышению качества всей работы: улучшились показатели успеваемости студентов, качество учебной работы, сознательность и активность студентов во внеучебной работе, что являлось прямым свидетельством возросшей требовательности преподавательского состава. В середине 50-х годов в стране и обществе наметился курс на демократизацию общества, преодоление многих ошибок, связанный с обновлением правительства страны. На основе постановлений и решений съездов партии повышалась роль местных органов государственной власти, Советов депутатов трудящихся, а также общественных организаций в жизни советского общества. Следующие постановления создали условия и определили пути всемерного совершенствования и развития высшего образования: Постановление Совета Министров СССР от 12 апреля 1956 г. «О мерах улучшения научно-исследовательской работы в высших учебных заведениях»; Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 20 августа 1956 г. «О мерах по улучшению подготовки и аттестации научных и педагогических кадров»;

Постановление Совета Министров СССР от 18 августа 1956 г. «О мерах повышения качества подготовки учителей для общеобразовательных школ»; Постановление Совета Министров СССР «О новом порядке стипендиального обучения студентов» . Большое значение имело решение об отмене платы за обучение, новое положение о производственной практике, письмо «И-100» Министерства Высшего образования от 15.09.56 г. и другие важные документы.

Подготовка к 1956-1957 учебному году проходила в сложных условиях в связи с принятием постановления Совета Министров от 18.08.56 г. №1163 «О мерах повышения качества подготовки учителей для общеобразовательных школ», установившего пятилетний срок обучения в вузе и подготовку учителей широкого профиля в педагогических институтах. Постановлением Совета Министров СССР «О порядке определения стипендии для студентов» по успеваемости и материальной обеспеченности студентов, допускалось в отдельных случаях зачисление на стипендию с удовлетворительными оценками, обеспечивался объективный подход со стороны преподавателей к оценке знаний студентов.

Ректоратом и кафедрами Ставропольского государственного пединститута были приняты меры по улучшению и расширению учебно-производственной базы. В связи с развитием политехнического обучения студентов в вузе уделялось большое внимание оборудованию кабинетов и лабораторий физико-математического факультета.

Так, по физико-математическому факультету в 1955-1956 учебном году было приобретено учебного оборудования на сумму 77473 рубля. Из них:

1) по кафедре общей физики на сумму 50237 р.;

2) по кафедре теоретической физики на сумму 17128 р.;

3) по кафедре элементарной математики на сумму 10108 р.

В связи с перестройкой работы физико-математического факультета были расширены учебные мастерские факультета. Кабинет физики пополнился рядом ценных современных приборов: мощными полупроводниками -выпрямителями, измерителем магнитного поля, высоковакуумными насосами, оптиметром. Мастерами учебной мастерской изготовлены следующие необходимые демонстрационные приборы: модель генератора трехфазного тока, модели моторов трехфазного тока. Все эти приборы были использованы в работе спецпрактикумов и лабораторий кафедры. На кафедре теоретической физики была создана лаборатория электро-радиотехники. Однако, несмотря на некоторые сдвиги, учебно-производственная база кафедры теоретической физики все еще находилась на низком уровне.

Кафедрами геометрии и математического анализа было приобретено ценное математическое оборудование на сумму 12223 рубля, в том числе: два теодолита, две буссоли, два арифмометра и др. Однако для проведения практических занятий на соответствующем уровне по математическим дисциплинам имеющегося оборудования было недостаточно .

В 1955-1956 учебном году с большим опозданием был издан приказ о введении на четвертых курсах физико-математического факультета дополнительных дисциплин политехнического цикла, однако, наряду с этим был сокращен объем некоторых специальных дисциплин ради введения нового курса по изучению студентами материалов XX съезда КПСС. В целях привития научно-технических знаний, поощрения научно-методической работы по осуществлению политехнического обучения была организована политехническая выставка приборов, наглядных пособий, действующих моделей, технических установок, изготовленных студентами факультета. Организованная выставка привлекла внимание не только всех студентов факультета, но также и значительного числа учителей города и районов края.

С 1956-1957 учебного года, согласно указанию Министерства просвещения, научная работа института стала планироваться не на календарный, а на учебный год. Составленные планы научной работы были согласованны с органами народного образования и утверждены на заседании Совета института с участием работников Краевого отдела народного образования. В феврале 1957 г. планы научной работы института докладывались заместителю Министерства просвещения РСФСР А. М. Арсеньеву. Согласно его указаниям были внесены исправления, направленные на большую конкретизацию, постановку проблемных вопросов и максимальное приближение к задачам средней школы.

В марте 1957 г. состоялось заседание Совета института с участием представителей Краевого отдела Народного образования, посвященное обсуждению работы кафедр. На заседании рассматривались вопросы подготовки учащихся в процессе политехнического обучения в сельской школе к практической деятельности в сельскохозяйственном производстве.

Реорганизация работы вузов, проводимая в соответствии с письмом Министерства высшего образования «И-100», способствовала развитию научной работы в Ставропольском пединституте, усилению связи учебных программ с задачами средней школы и народного хозяйства, росту качества выполненных работ. Однако полностью эти возможности институтом еще не были реализованы, в частности, в связи с переходом института на учебные планы подготовки специалистов широкого профиля, что вызвало значительную перегрузку преподавательского состава учебными часами.

В целях корректировки новых учебных планов и большей эффективности учебного процесса в начале 1958-1959 учебного года по приказу директора института было осуществлено перераспределение дисциплин между кафедрами теоретической физики и кафедрой общей физики. В соответствии с этим на кафедру теоретической физики перешли такие учебные курсы, как: машиноведение, автотракторное дело, производственная практика. А на кафедру общей физики перенесли методику физики с педагогической практикой. Внутри кафедры теоретической физики приказом по институту начала функционировать секция машиноведения, которую возглавлял старший преподаватель Н.Ф. Ковтун.

В соответствии с задачами политехнизации образования впервые в истории педагогических институтов студенты- физики изучали серьезный курс сельскохозяйственных машин. Студенты старших курсов не только теоретически знакомились с устройством сельскохозяйственных машин, но выполняли также большое количество лабораторных работ на кафедре сельскохозяйственных машин в Сельхозинституте. Студенты пятых курсов в сентябре и октябре проходили производственную практику в совхозах, РТС и на ремонтных заводах края под руководством старшего преподавателя В.И. Токмакова. Практическая работа на комбайнах и тракторах, участие в ремонте различных сельхозмашин, дали студентам практические навыки. Физический труд и проживание в лагерных условиях объединяли студентов, укрепляли их дружбу, взаимопомощь и взаимовыручку, приучили к коллективному преодолению трудностей. Таким образом, проведенные мероприятия способствовали подготовке учителей физики и машиноведения, учителей нового типа, в большинстве своем направляющихся на работу в сельские школы.

Большую роль в приближении подготовки будущих учителей к требованиям новой школы сыграла перестройка курсов автотракторного дела и курса радиотехники. По курсу радиотехники под руководством ассистента Б.М. Дорофеева был создан новый практикум по радиоприемным устройствам. Не смотря на множество затруднений, связанных с отсутствием радиодеталей, перебоями в финансировании, были достигнуты определенные результаты.

За счет выпускников института осуществлялся количественный рост преподавательского состава. На работу в институт были приглашены: по кафедре математики - Меньшикова В.И., Киселева Т.А., Степаненко И.М.; по кафедре физики - Базакуца В.И., Соколова М.Ф., Макаренко В.Г., Бурдакова Д.А., Андриевский С.И.

Это имело и свои отрицательные стороны, поскольку готовились выпускники в отрыве от научных центров, и хотя имели достаточную квалификацию для работы в средней школе, однако не могли считаться в полной мере подготовленными для работы в вузе. Молодые специалисты, оставленные для работы в вузе, вели большой объем учебно-педагогической работы, что тормозило их качественный рост.

На четырех кафедрах физико-математического факультета Ставропольского пединститута в 1955-1956 учебном году работало 29 человек, в том числе: 4 доцента, кандидата наук, 1 старший преподаватель, кандидат наук, 24 преподавателя без степени и звания.

В 1958 г. 24 апреля был издан приказ Министерства Просвещения РСФСР «Об объединении однородных факультетов в Ставропольском и Пятигорском педагогическом институтах». По приказу министра просвещения РСФСР Е. Афанасенко с 1 сентября 1958 года было произведено объединение однородных факультетов педагогических институтов. Студенты четвертого и пятого курсов и профессорско-преподавательский персонал физико-математического факультета Пятигорского педагогического института были переведены в Ставропольский педагогический институт

Будущий учитель-физик должен был не только хорошо знать физику, но также разбираться в вопросах применения физических методов исследования в современном производстве. Претворяя в жизнь эту задачу, кафедра общей физики направляла большие усилия на реорганизацию физического спецпрактикума, на котором студенты знакомились с современными методами исследований в фабрично-заводских лабораториях и с аппаратурой, используемой в современном производстве (спектральный анализ, радиоэлектроника, рентгеноструктурный анализ и др.). Уделяя внимание вопросам повышения производительности труда, на практикумах вводилась система дифференцированных оценок за выполнение каждой операции. Воспитательный характер имела система поощрений различных рационализаторских решений, ведущих к быстрому и качественному выполнению заданий. Вся работа коллектива кафедры была направлена на укрепление связи преподавания с задачами школы, на формирование у студентов практических навыков и умений. На кафедре общей физики по инициативе А.С. Рябцева был введен факультативный практикум по ремонту электро- и радиоаппаратуры. Для работы этого спецпрактикума потребовалась радиоаппаратура и материалы, для получения которой кафедра заключила договоры с заводами и торгующими организациями о проведении бесплатного гарантийного ремонта радиоаппаратуры. Кружок радиотехники помог ряду школ города в организации и монтаже радиоузлов и радиопроводки.

Учитывая большое значение в подготовке студентов для работы с киноаппаратом, кафедрой общей физики уделялось особое внимание этому вопросу. В результате работы кафедры в этом направлении 150 студентов после сдачи экзаменов получили права кинодемонстраторов.

Преподавательский состав кафедр физики и математики старался при усилении акцента на практическую работу, не упускать из виду теоретических основ науки, включая в лекции и семинарские занятия общефилософские проблемы науки, научно-теоретические подходы, знакомя студентов с новыми выдающимися достижениями отечественных и зарубежных физиков и математиков. Однако в центре внимания находились вопросы укрепления связи со школой, поэтому особое внимание приходилось уделять вопросам, вызывающим затруднение в школьной практике, а все практические работы по методике физики проводились только на школьных приборах. Это снижало общий уровень подготовки специалистов по физике и математике с высшим образованием, хотя преподаватели старались демонстрировать новейшие приборы, выпускаемые учтехпромом.

Кафедрой физики систематически проводилась теоретическая и учебно-методическая помощь учителям. Преподаватели института читали лекции по ультразвуку и его применению, рассматривали физические свойства пластмасс, раскрывали понятия теплоты и работы. Особый акцент на таких занятиях ставили на связи преподавания физики с производством, активизацию методов обучения и методики преподавания труда. Усиливая интеграцию вузовского и школьного преподавания, актуализируя тем самым прикладную сторону образовательной деятельности, кафедры ориентировали студентов главным образом на преподавание в средней школе. Они руководствовались партийно-государственными документами 1959-1960 гг.: решениями XXI съезда КПСС (январь-февраль 1959 г.) и Законом об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии народного образования в СССР.

Для решения поставленных задач была решительно перестроена педагогическая практика студентов: все студенты, начиная с первого курса, были постоянно и непосредственно связаны со школой. На летних каникулах студенты вузов в течение четырех недель работали в пионерских лагерях, а также в школьных и ученических бригадах. Под руководством методистов студенты старших курсов проходили педагогическую практику в городских и сельских школах. За институтом закреплялись опорные школы в районах края, в которых проводилась научно-методическая опытническая работа. Практика была направлена на получение студентами навыков организации и руководства трудовой деятельностью учащихся, умение организовывать коллектив, вести воспитательную работу.

Важным элементом в осуществлении Закона о школе являлась организация производственной практики на заводе «Красный металлист». Под руководством высококвалифицированных инженеров проводились экскурсии по заводу и тематические экскурсии по цехам, которые позволяли студентам разобраться в технологическом процессе изготовления деревообрабатывающих станков. В связи с необходимостью изучения сельхозмашин в условиях сельской местности студенты пятого курса проходили производственную практику в лабораториях и мастерских Ставропольского сельхозинститута.

Хорошей формой связи кафедр физико-математического факультета со школами явились постоянно действующие методические семинары учителей - предметников по специальностям. Огромная работа проводилась преподавателями для повышения идейно-теоретического уровня физико-математических дисциплин, особое внимание уделялось воспитанию у студентов высоких принципов коммунистической морали, любви к труду.

В соответствии с указаниями ГУВУЗа Министерства просвещения РСФСР в институте в 1959-1960 учебном году был составлен перспективный план важнейших научно-исследовательских работ, включавший в себя три раздела: проблемы школьного обучения и воспитания, проблемы народно-хозяйственного и научно-теоретического значения. Первая часть плана включала вопросы совершенствования и активизации методов обучения в средней школе, изучение и обобщение работы сельских школ по связи обучения с производительным трудом, эффективности обучения. Второй вопрос освещал вопросы повышения производительности, организации и оплаты труда в колхозном производстве. Проблемы научно-теоретического значения включали вопросы кинетики фазовых переходов, вопросы теории функций и др. Им уделялось гораздо меньшее значение.

В тезисах ЦК КПСС и Совета Министров СССР было дано важное указание о перестройке в школьном образовании не только содержания, но и методов обучения в сторону всемерного развития самостоятельности и инициативы учащихся. «Под самостоятельностью учащихся следует понимать их творческую самостоятельность, которую надо всячески развивать и поощрять». Значительная работа в этом направлении проводилась преподавателями кафедры элементарной математики П.М. Эрдниевым, М.С. Гребенюк.

Особое внимание на кафедре уделялось вопросам подготовки студентов по измерениям на местности и школьному геометрическому моделированию. На занятиях студенты изучали геодезические приборы и в полевых условиях проводили практические работы. Знания, которые студенты получали на таких мероприятиях, были необходимы для работы в сельской местности. На лабораторных занятиях по моделированию большое внимание уделялось изготовлению таких пособий, как стеклянные модели многогранников с изображениями цветных сечений их заданными плоскостями.

На занятиях по методике математики серьезное внимание уделялось критике существующих программ, учебников, задачников и намечались пути преодоления и устранения замеченных дефектов в связи с перестройкой работы в школе. На практических занятиях по методике математики уделялось особое внимание составлению и решению задач производственного и технического содержания, составлению и доказательству обратных и противоположных теорем, построению графиков функций и другим вопросам.

Повышению качества профессиональной подготовки будущих учителей способствовала тематическая направленность изучаемых специальных дисциплин. Так, при изучении аналитической геометрии решались задачи на отыскание различных плоских фигур. Освещались вопросы, связанные с оптическими свойствами параболоида вращения и их использованием в прожекторах. При изучении геометрии поверхностей второго порядка, гиперболоидов, указывалось на практическое их применение в строительстве водонапорных башен.

На практических занятиях по методике математики студенты практиковались в составлении поурочных методических разработок по приближенным вычислениям в соответствии со школьными программами. Особый акцент ставился на изучение составления задач производственного содержания с использованием данных с местных заводов и строек. Отбор материала для практических задач проводился с учетом потребностей школы, огромное

внимание уделялось графической части курса, вопросам анализа задач, выяснению таких сравнительно новых понятий для школы, как «область определения», «четность», «нечетность», «промежутки монотонности» и др.

На кафедре элементарной математики, также как и на других кафедрах физико-математического отделения, систематически проводились консультации по всем дисциплинам с обязательным вызовом на эти консультации отстающих студентов, назначались коллоквиумы, контрольные работы. Вредное влияние на процесс преподавания зачастую оказывало обязательное требование борьбы с реакционной наукой. При попытках сформировать у студентов материалистического мировоззрения и объяснении научного метода познания при изложении курса «Основания геометрии», слишком настойчиво и неоправданно акцентировалось внимание студентов на выдающейся роли в геометрии Лобачевского по сравнению с консервативными и реакционными идеями Магницкого, без учета бесспорных заслуг Л. Магницкого в преподавании математики XVIII-XIX вв.

Нужно отметить, что после перехода вуза к политехническому обучению студентов снизилась интенсивность и качество работы студенческих научных кружков. На кафедре математического анализа, появились тенденции снижения уровня преподавания науки. Размеры учебных нагрузок на кафедре были настолько велики, что при них невозможно было рассчитывать на какую-либо научно-исследовательскую работу.

Профессорско-преподавательский коллектив Ставропольского государственного педагогического института стремился в условиях перехода к всеобщей политехнизации образования развивать научные исследования. В этих целях в ноябре 1962 г. в институте состоялась IV научно-методическая конференция математических кафедр педагогических институтов Юга РСФСР, под руководством доцента М.Т. Левшунова. В работе конференции приняли участие представители педагогических вузов Адыгеи, Краснодарского края, а также Курского, Московского им. Ленина, Ростовского, Северо-Осетинского, Таганрогского, Чечено-Ингушского, пединститута; Дагестанского и Кабардино-Балкарского университетов. В конференции принимали участие ученые Краснодарского института пищевой промышленности, Московского лесотехнического института, Пятигорского фармацевтического института, работники института истории естествознания и техники АН СССР, учителя школ Ставропольского края.

Определенным стимулом для развития научных исследований в рамках вузов стали решения декабрьского и февральского Пленумов ЦК КПСС 1963 г., на которых была разработана конкретная программа ускоренного развития химической промышленности в целях, прежде всего, интенсификации сельскохозяйственного производства. Вместе с тем, преподаватели вынуждены были часто в ущерб преподаванию специальных дисциплин по физике и математике вести широкую разъяснительную работу по материалам съездов и Пленумов в целом, в частности, доклада Суслова «Борьба КПСС за единство международного коммунистического движения».

В 1963 г. был запланирован расширенный набор на первый курс физико-математического факультета, решено было принять 252 студента вместо обычных 100-150 человек. Положение осложнилось в связи с переходом всех десятилеток на одиннадцатилетний срок обучения, что способствовало резкому уменьшению количества выпускников. В связи со сложившейся ситуацией было принято решение проводить вступительные экзамены в два срока, с выездом приемной комиссии в районы края. Как показал опыт, большинство выпускников института направлялись на работу в сельские школы, в связи с этим институт взял курс на прием студентов из сельской местности.

Отсутствие конкурса привело к набору студентов очень слабого уровня, что впоследствии создало колоссальные трудности в усвоении ими учебной программы. Количество студентов, имеющих двухлетний производственный стаж, а также демобилизованных из рядов Советской Армии составляли огромный процент по отношению к общему числу студентов на физико-математическом факультете. Преподавателями вуза пересматривались формы обучения, многие курсы были посвящены повторению школьной программы. Проводились дополнительные занятия и обязательные консультации для отстающих студентов в вечернее время. Однако показатели успеваемости оставались очень низкими.

Среди неуспевающих больше всего было студентов физико-математического факультета, поскольку большое число студентов пришло в институт с производства. Преподавателями вуза проводилась работа по дальнейшему повышению качества лекций и оснащению их новыми демонстрационными опытами. Например, в раздел механики были включены вопросы современной техники и ультразвуковой дефектоскопии, в раздел молекулярной физики включались вопросы использования новых источников энергии, в раздел электричества вошли вопросы передачи энергии постоянным током, а также вопросы функционирования единой энергетической системы в СССР.

Для усиления самостоятельной работы студентов кафедрами было введено индивидуальное выполнение лабораторных работ. На спецпрактикумах студенты учились самостоятельно изготавливать физические приборы, модели технических установок. Необходимо отметить, что многие приборы, изготовленные студентами, по качеству и чистоте отделки не уступали фабричным.

Для реализации задачи связи института со школой деканатом и кафедрами использовались различные формы. Так, на базе института в течение всего года проходила переподготовка учителей математики, физики и черчения. Преподаватели кафедр публиковали ценные рекомендации по методике преподавания и вопросам воспитания. Для учителей математики при кафедре элементарной математики был организован постоянно действующий семинар. Учащиеся средних школ проходили обучение на базе лаборатории вычислительной техники по профилю математики и программирования. При институте была образована школа Юных математиков и физиков, в которой обучались ученики школ края.

На факультете заметно оживилась научно-исследовательская работа. Росла научная квалификация профессорско-преподавательского состава. Старший преподаватель А.А. Привалов успешно защитил кандидатскую диссертацию, Е.А. Звягинцева и Е.Г. Дороненко поступили в заочную аспирантуру.

Под руководством В.А. Бутлара успешно проводились работы по созданию спектральной лаборатории, приобреталось научное оборудование. На кафедре общей физики систематически работал научный семинар по спектроскопии, а на кафедре математического анализа успешно работал семинар по интерполированию на множестве под руководством А.А. Привалова.

Процесс научных исследований работы несколько тормозился тем, что преподаватели были вынуждены довольно много времени затрачивать на обязательную идейно-воспитательную работу, в которой выявлялась немалая доля формализма, проявлявшаяся иногда и в полезных мероприятиях, которые действительно могли способствовать повышению уровня эрудиции студентов и преподавателей: например, теоретические конференции на физмате, посвященные 45-летию Великой Октябрьской социалистической революции и уже упомянутый философский семинар. Опыт этой идейно-воспитательной работы нельзя отбросить полностью, поскольку в нем заключались и полезные начинания. В частности, большая работа проводилась по приобщению студентов к педагогическим профессиям, любовь и уважение к учительскому труду воспитывались благодаря хорошо организованным мероприятиям по ознакомлению с передовым опытом лучших учителей края, в личных встречах студентов с педагогами-практиками, живых беседах и обсуждениях. Комиссия парткома подтвердила, что преподаватели значительно больше стали уделять внимания преподаванию философских вопросов физики и математики.

Такие же недостатки проявлялись в деятельности по связи со школой. В 1964-1965 учебном году ректоратом было принято решение централизовать усилия кафедр и преподавателей именно в этом направлении. В годовом плане учебно-методической и научно-исследовательской работы было предусмотрено создание четырех комиссий, объединенных общими научными интересами. Работа групп велась в рамках следующих научно-методических тем: обучение и воспитание на примерах жизни и деятельности В.И. Ленина, пути повышения эффективности обучения учащихся с целью предупреждения второгодничества, атеистическое воспитание в школе, эстетическое воспитание в школе. Формирование коллективов проходило на добровольных началах в соответствии с научными интересами, рекомендациями Краевого комитета партии, Краевого отдела народного образования и Института усовершенствования учителей. Каждая группа имела своего руководителя и определенные научные и методические интересы. Этот опыт не приобщал студентов к научно-исследовательской работе на кафедрах, но способствовал организации активной работы студентов в школах на Педагогических советах, установлению контактов с учителями-предметниками, с которыми часто обсуждали общие и индивидуальные планы работы.

Для улучшения профессиональной подготовки студентов все курсы, читаемые в вузе, сближались со школьной программой. Огромное значение на кафедрах придавалось контрольным работам на практических занятиях и коллоквиумах по теоретическому курсу. Для развития навыков самостоятельной работы у студентов при изучении научной литературы практиковалось написание курсовых работ. На кафедре элементарной математики для студентов регулярно проводились консультации с обязательным вызовом на них отстающих студентов, коллоквиумы, активизировалась работа кружков по математике и методике ее преподавания в школе, организовывались спецкурсы и спецсеминары по измерению на местности и изготовлению наглядных пособий, проводились дополнительные пропедевтические курсы по школьной математике.

Несмотря на все усилия преподавателей, по дисциплинам кафедр математического анализа было наибольшее число неуспевающих студентов. В первом полугодии 1965 г. на факультете было 134 задолжника, что составило 11%.

Деканат, общественные организации и кафедры для устранения этих недостатков проводили собрания и беседы, отстающих студентов вызывали в деканат и партбюро, применяли методы административных взысканий и общественных порицаний, отдельных студентов исключали из института.

В связи с энергичным внедрением математических машин в производство кафедра математического анализа вела работу по организации лаборатории вычислительных машин. Осознавая важность подготовки студентов к работе с вычислительными машинами, преподаватели кафедры математического анализа организовали несколько курсов: «Математические машины и программирование», «Алгоритмы и математические машины», «Вычислительный практикум.

Кафедра общей физики проводила большую учебно-методическую работу. На заседаниях проходило обсуждение вопросов учебного и методического характера: о тематике курсовых работ, о ликвидации академических задолженностей по физике, о самостоятельной работе студентов, о подготовке к зачетно-экзаменационной сессии, о работе лабораторного практикума и учебных мастерских. Важной составляющей опыта кафедры стал такой вид работы как индивидуальные задания на спецпрактикумах, который давал положительные результаты в ходе многократных проверок.

Нужно отметить, что в лаборатории механики и теплоты были затруднены работы по вакуумной технике из-за отсутствия водопровода, специальных термометров, перегрузки лабораторий учебными занятиями. Что касается лаборатории оптики и электричества, то здесь положение было не лучше. Большинство приборов лаборатории морально устарело, что способствовало использованию приемов примитивной методики и не давало возможности проведения лабораторных работ по атомной физике. Усилия кафедры были направлены на улучшение условий труда в лабораториях и мастерских.

В 1965-1966 учебном году на физико-математическом факультете продолжалась работа по выполнению решений XXVIII съезда партии, по сближению процессов обучения и воспитания в едином потоке.

Кафедры факультета во главе с профессором, доктором физико-математических наук Е.И. Несисом, доцентами В.А. Бутларом, М.Ф. Куликовой, М.С. Гребенюк объединяли 57 преподавателей, 21 лаборантов и учебных мастеров, двух аспирантов очного обучения. Из всех преподавателей ученые степени и звания имели 10 человек, что составляло 17%, в том числе: один доктор наук, семь кандидатов, доцентов и два доцента без ученой степени.

1 сентября 1965 г. на стационаре обучалось 893 студента. В связи с низким показателем успеваемости, который составил 88,6% в зимнюю сессию (в прошлую сессию - 88,1%), 10 человек были отчислены из института. Подобное явление было связанно в первую очередь с повышением уровня и увеличением объема учебных программ. Необходимо отметить, что в 1965-1966 учебном году впервые факультет выпустил студентов по программе четырехлетнего срока обучения.

Причиной довольно низкого уровня успеваемости стало изменение программ, предопределившее резкое уменьшение числа экзаменов, в результате по многим дисциплинам студентам приходилось сдавать значительно возросшие объемы учебного материала годовых и полуторагодовых курсов, что резко ухудшало качество усвоения. Если исключить педагогическую практику, которая составляла 26 недель, сельскохозяйственные работы студентов в колхозах и совхозах края, то на теоретическую подготовку оставалось менее трех лет.

Новый учебный план имел и ряд существенных преимуществ: по сравнению с предыдущими планами были усилены специальные дисциплины, снято много второстепенных дисциплин. Положительным моментом в организации самостоятельной работы студентов являлась разработка индивидуальных заданий по специальным дисциплинам, включавших минимум задач, которые студент обязан выполнить по каждой теме.

Учебная база факультета была рассчитана для обучения 500-600 студентов, но на самом деле обучалось 893 человек. В связи с перегрузкой учебных помещений занятия на факультете длились с утра и до позднего вечера. На факультете была организована школа Юных математиков и физиков, где по утвержденной Советом факультета программе проводились занятия с учащимися 9-10 классов.

На протяжении нескольких лет кафедра теоретической физики выполняла научно-исследовательскую работу по хоздоговорной тематике. В выборе перспективного направления большая заслуга принадлежала Е.И. Несису, А.А. Привалову, В.В. Бутлару. Ведущие преподаватели института осуществляли руководство семинарами, оказывали практическую помощь молодым исследователям. Необходимо отметить, что в истории кафедры теоретической физики впервые были проведены спецкурсы и спецпрактикумы, посвященные современным методам исследования процесса кипения жидкостей, что являлось важнейшим элементом высшего образования. Лекции по спецкурсу читали Е.И. Несис, Б.М. Дорофеев, В.И. Токмаков, а работой спецпрактикума руководил Б.М. Дорофеев.

В начале работы на спецкурсах все студенты разбивались на отдельные бригады по 2-3 человека, затем каждая бригада получала экспериментальное задание по исследованию кипения жидкостей и специальную сложную аппаратуру. В результате проведения оригинального эксперимента были получены новые результаты, которые проходили тщательную обработку.

Аспирантура при кафедре успешно развивалась. В 1965-1966 учебном году в аспирантуре обучались В.И. Токмаков, Б.М. Дорофеев, Т.С. Чигарева, Д.М. Гребенщиков, И.М. Ратнер, Г.А. Озерецковский, Е.И. Четвериков. Окончивший аспирантуру В.В. Чеканов успешно защитил кандидатскую диссертацию.

Быстрое развитие объема исследовательской работы, создание специального физического практикума по фазовым переходам, рост аспирантуры, расширение факультативного курса по техническому моделированию, приводили к тому, что существующая материальная база уже не удовлетворяла новым условиям преподавания. Оборудование лабораторий кафедры общей физики увеличивалось в количественном и улучшалось в качественном отношении, однако его размещение в соответствии со всеми нормами и правилами техники безопасности не представлялось возможным.

В связи с возникновением крупных образовательных центров в начале 30-х годов на Ставрополье - Ставропольского педагогического института, Пятигорского педагогического института, Сельскохозяйственного института, учительских институтов в Микоян-Шахаре и Черкесске, началось развитие всей системы высшего образования, в том числе в области точных наук. В период становления вузов была проделана организационная работа по формированию преподавательского состава, составлению учебных программ, отвечающих всем нормам и требованиям высшего учебного заведения, оборудованию учебных помещений, укреплению материальной базы вузов. Организация научной работы преподавателей требовала не только больших материальных затрат, но и огромных усилий и времени самих преподавателей. Вследствие большой загрузки преподавателей учебными занятиями в связи с процессом политехнизации образования, развитию науки уделялось недостаточное время, а в некоторых случаях его не было совсем. Зачастую в ущерб глубине преподавания теоретических проблем физики и математики и научно-исследовательской деятельности приходилось уделять время обсуждению решений и постановлений партийных съездов и пленумов. Отрицательно сказывались на процессе преподавания обязательные требования борьбы с «реакционной» наукой. Важным результатом преподавания на уровне педагогического института этого периода стала интеграция высшего учебного заведения и средней школы, позволившая подготовить неплохих учителей-практиков, многие из которых стремились работать в школе и обладали необходимыми навыками обучения физике, математике, машиноведению и другим дисциплинам. Как положительный результат следует отметить достижения интенсивной воспитательной работы, проводимой в вузе: при всем формализме, заорганизованности, идеологической заданности она нацеливала студентов на педагогическую деятельность в средней школе.

Научно-исследовательская работа в этот период носила главным образом прикладной характер, сосредотачиваясь вокруг процесса организации учебных лабораторий, изготовления собственными силами оборудования, опытных установок, экспериментально-лабораторной деятельности. Следует учитывать и тот факт, что завершению и дальнейшему развитию некоторых научных направлений помешала война, в ходе которой были уничтожены установки и даже целые лаборатории. После завершения военных действий начался восстановительный этап, длившийся около десяти лет.

На рубеже 50-60-х гг. только стали зарождаться крупные научные направления по исследованию процессов кипения жидкостей, а также взаимного превращения ферро- и парамагнетиков. Этим направлениям в будущем предстоит перерасти в научные школы, которые положительно повлияют на развитие физико-математических наук на Ставрополье.

физический математический образование ставрополье

Образование, педагогика, воспитание:

Компетентностный подход в подготовке специалиста. Государственный образовательный стандарт 3-го поколения
Учебные цели 1. Знать основные структурные компоненты педагогического процесса в вузе. 2. Знать специфику понятий – компетенция и компетентность, 3. Иметь представление об истории и особенностях компетентностного подхода в профессиональном образовании Отводимое время – 2 часа План лекции 1. Совреме ...

Воздействие подвижных игр с элементами спорта на развитие двигательных способностей детей дошкольного возраста
Исследования сенсорных систем различной модальности: зрения, слуха, тактильности — показали, что представители игровых видов спорта занимают ведущие места по показателям, характеризующим улучшение функционального состояния сенсорных систем. Игры с элементами спорта отмечаются большим разнообразием ...

Начальный этап обучения
На начальном этапе обучения предпочтение следует отдавать учебным текстам. Иногда для расширения кругозора учащихся можно включать аутентичные тексты. Качество усвоения аутентичного материала может быть повышено использованием определенных упражнений и заданий. Овладение технологией чтения осуществ ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.ecsir.ru