Профессия социального педагога представляет собой одну из разновидностей профессий, относящихся к сфере социальной работы. Под социальной работой понимается «область деятельности общества, связанная с созданием условий и оказанием помощи населению в целях максимально эффективного осуществления процесса производства и воспроизводства человека».
При определении сущности дефиниции социального педагога, взаимодействующего с семьёй, или семейного социального педагога, мы руководствовались понятиями «социальный педагог» и «специалист по социальной работе», разработанными авторским коллективом Уральского педагогического университета под руководством М.А. Галагузовой.
«Специалист по социальной работе - специалист, должностные обязанности которого состоят в выявлении на любом предприятии, в курируемом округе, семье отдельных лиц, нуждающихся в социально-медицинской, юридической, психолого-педагогической, материальной или иной помощи, охране нравственного, физического и психического развития, и осуществляется их патронаж. Устанавливает причины возникающих у них трудностей, конфликтных ситуаций по месту работы, учёбы, проживания и т.д., оказывает содействие в их разрешении и обеспечивает социальную защиту».
«Социальный педагог - специалист, организующий воспитательную работу с детьми в разных социокультурных средах; изучает психолого-педагогические особенности личности и окружающей её микросреды, выявляет интересы и потребности, отклонения в поведении, конфликтные ситуации и оказывает своевременную помощь и поддержку обучающимся и воспитанникам, выступает посредником между личностью и образовательным учреждением, семьёй, средой, органами власти; способствует реализации прав и свобод обучающихся, созданию комфортной и безопасной обстановки, обеспечению охраны их жизни и здоровья, выполнению всеобуча, пропаганде здорового образа жизни; создаёт условия для развития таланта детей».
К профессиональной компетенции социального педагога любого профиля предъявляются высокие требования. Он должен действовать не только педагогически, но и владеть другими формами социальных действий, в зависимости от ситуаций. Наряду спедагогической, в научной литературе называют политическую, административную, медицинскую и экономическую компетенцию.
Как показывает анализ специальной литературы по проблеме, профессиональные действия социального педагога преследуют следующие цели: выявление проблем и их причин; профилактика возникновения проблем; борьба с трудностями - индивидуальными и социально обусловленными; участие в создании позитивных общественных условий; организация индивидуальной, материальной и институциональной помощи; исследование образовательных способностей и подготовка к принятию участия в общественной жизни и к правильному восприятию социальных прав; подготовка к общению, ориентации, ответственности, уважению себя и терпимости; развитие творчества и продуктивности.
Главная цель социального педагога в его профессиональной деятельности - защита социальных прав и интересов человека, личности, семьи.
Профессия социального педагога имеет целый ряд специализаций по профилю деятельности: социальный педагог-руководитель детских объединений и организаций, социальный педагог-эколог, социальный педагог-валеолог, социальный педагог-воспитатель, социальный педагог по работе с семьёй и др. Основанием специализации может быть отдельная категория населения (инвалиды, сироты, беженцы). Специализация связана также с местом его работы (различные типы учебных заведений, детский дом, больница, церковь, предприятие, микрорайон, исправительно-трудовые учреждения, центры досуга, социально-психологические службы).
В своей деятельности социальный педагог должен опираться на основные положения концептуальной платформы, разработанной специалистами Ассоциации социальных педагогов и социальных работников. Первое из них отражает превентивный, профилактический характер его деятельности, выраженный в формуле «Болезнь легче предотвратить» и нацеленный на выявление и устранение причин социальных проблем, а не их последствий.
Второе положение «От социальной помощи - к социальной защите, самозащите» означает установку на активизацию усилий самих клиентов (индивида, групп, общин), мобилизацию их потенциальных возможностей на решение собственных проблем.
Третье положение: главным, основным фокусом, приоритетной сферой социальной работы является семья, дом, община. Задача специалиста — содействовать оздоровлению отношений в семье и её микросоциуме по месту жительства.
Четвёртое положение: профессия социального педагога интересна, полиативна,онадолжнаопиратьсянамежведомственнуюсистемувзаимосвязанных служб, государственных учреждений, общественных организаций различного профиля, имеющих специфические возможности для комплексного решения проблем каждого человека, семьи и группы.
Образование, педагогика, воспитание:
Дидактические игры
Особый вариант педагогического общения представляют дидактические игры, в ходе которых цели обучения достигаются при помощи и посредством решения игровых задач. Управляя процессом игры, преподаватель одновременно и руководит учебно-познавательной деятельностью, и связывает ее с положительным мотива ...
Специфические особенности двигательного анализатора умственно отсталых
школьников
Для решения многих задач физического воспитания в школе VIII вида необходимо знать, каков характер формирования двигательного анализатора и умственно отсталых детей. На эти вопросы дефектологии как теоретическая основа системы воспитания и обучения детей с нарушением интеллекта еще не может дать по ...
Методические рекомендации по проведению уроков по графике в системе дополнительного
образования
Методика как предмет изучения рассматривает особенности работы педагога с учениками. Здесь важное значение имеют содержание образования, его цели и задачи, отражение в программах, планирование материала, принципы и способы обучения. Методика преподавания изобразительного искусства как наука выделяе ...