Накопленные к шести годам сведения о большом мире является серьезной базой для дальнейшего развития познавательной сферы ребенка. Эта база данных о большом мире требует от него определенных умений и упорядочивания накопленных и поступающих сведений. Процесс знаний направлен на:
- содержательное упорядочивание информации
- установление осмысленных взаимосвязей нашего мира
- дальнейшее формирование положительного отношение к миру.
Основными задачами познавательной сферы детей является:
Обогащать сознание детей интересными содержательно-упорядоченными сведениями из разных областей наук.
Знакомство детей с причинно-следственными связями как одним из жизненно важных и необходимых условий целостности нашего мира.
Способствовать формированию у детей положительного отношения к миру.
Понимание причинно-следственных связей, умение их выделять в потоке событий, явлений нашего мира, попытки манипулирования ими в мысленном плане позволяет ребенку развиваться в нескольких направлениях. У него происходит:
Обогащение и становление познавательной сферы. Работа здесь обязательно предполагает последующее уточнение и конкретизацию имеющихся у детей сведений о мире, передачу нового содержания как необходимого дополнения к имеющимся у детей представлений, понимание взаимосвязанности и взаимозависимости всего происходящего в нашем мире, что является одним из основных моментов построения ребенком элементарной целостности мира.
Умственное развитие – овладение понятиями «причина-следствие» невозможно без умения анализировать различные явления, события, сопоставлять их, обобщать, рассуждать и выстраивать гипотетические высказывания, делать элементарные умозаключения, предвидеть возможное развитие событий и на основе этого планировать свои и чужие действия.
Содержательное упорядочивание – это дифференциация накопленных и получаемых сведений о мире по познавательным блокам, каждый из которых ориентирован на какую-то область знаний.
В работе с детьми педагог начинает группировать их представления о мире по научным областям. Он передает детям отдельные захватывающие факты из истории, астрономии, географии и прочих наук, излагает материал по крупным познавательным блокам.
Главная задача – показать детям, что человечество всегда стремилось познать, объяснить мир в котором живет.
Исследования психолога Н.Н.Подьякова выявили две противоречивые тенденции в процессе формирования знаний у детей дошкольного возраста.
1 тенденция – происходит расширение и углубление четких, ясных знаний об окружающей среде – мире. Эти стабильные знания составляют ядро познавательной сферы ребенка.
2 тенденция – в процессе мыслительной деятельности возникает и растет круг неопределенных, не совсем ясных знаний, выступающих в форме догадок, предположений, вопросов. Эти развивающиеся знания являются мощным стимулятором умственной активности детей.
Однако уровень познавательного развития старшего дошкольника требует тщательного отбора познавательных блоков, каждый из которых в свою очередь должен по разному передаваться детям. Примерный перечень познавательных блоков:
Образование, педагогика, воспитание:
Психологическая характеристика возрастных особенностей
учащихся 7 классов
Учащихся 7 классов можно отнести к подростковому возрасту. «Этот возраст обычно характеризуют как переломный, переходный, критический, но чаще как возраст полового созревания». Л.С. Выготский различал три точки созревания: органического, полового и социального. У человека в истории развития обществ ...
Организация элективных курсов по математике
В настоящее время предлагается проводить элективные курсы начиная с 7 класса профильной школы. Группа учащихся создаётся из учащихся параллельных классов, возможно так же создание объединённых групп из учеников последовательных классов. Для успешного проведения элективного курса необходимо, по возм ...
Влияние игры на формирование элементов учебной деятельности и интеллектуальной подготовки детей
Подготовка к школе органично входит в жизнь ребенка, если взрослые учитывают психологическую специфику дошкольного возраста, не забывая о ведущей роли игры в этом периоде развития личности. Академик А.В.Запорожец писал, что оптимальные педагогические условия для реализации потенциальных возможносте ...