С расширением сети вузов и формированием системы всеобщего среднего обучения усиливались требования, предъявляемые к качеству образования. 23 июня 1936 г. вышло постановление СНК и ЦК ВКП (б), в котором говорилось, что только те вузы могут дать подготовленных специалистов, которые наряду с учебной ведут и научную работу. В соответствии с данным постановлением Ставропольский педагогический институт старался реализовать не только учебную программу, но и вести научно-исследовательскую работу. Основными задачами института стали подготовка педагогических кадров и научно-исследовательская работа, в том числе, в области методики преподавания специальных дисциплин и педагогики. Кафедра являлась основной учебно-научной единицей института и именно на нее ложилась вся тяжесть работы в разрешении вышеуказанных задач, и, в первую очередь, на руководителя научного коллектива - заведующего кафедрой. Руководителями кафедр были ученые- исследователи, организаторы учебной, научной и общественной кафедральных коллективов.
Начиная с 1939 г., В.А. Бутлар возглавил физико-математический факультет Ставропольского пединститута. Виктор Александрович проводил научно-исследовательскую работу по теме «Характеристика поверхности адсорбентов и катализаторов по дисперсности и теплотам смачивания» под руководством академика П.А. Реебиндера. Научно-исследовательская работа Бутлара была связана с термической обработкой дисперсной закиси никеля при различном температурно-временном режиме. Он занимался измерением теплот смачивания водой и бензолом полученных образцов закиси никеля. Определение дисперсности проводилось двумя методами. Определение дисперсности проводилось двумя методами - седиментометрическим и методом адсорбции.
На кафедре физики Ставропольского пединститута научные разработки проводились всеми сотрудниками кафедры. Д.К. Надеждин занимался научно-исследовательской работой по теме: «Исследование измерения топографии высокодисперсной закиси алюминия при термической обработке. Сравнение результатов определения удельной поверхности различными методами»; В.А. Иванов - по теме «Исследование изменений топографии поверхности порошка закиси никеля при термической обработке его». В 1938-1939 гг. В.А. Иванову удалось определить удельную поверхность порошка закиси никеля при его термической обработке. Научно-исследовательская работа Б.М. Кувичко определялась смежной темой: «Исследование смачивания жидкостями разной полярности различной степени восстановленных порошков закиси никеля». Для изучения поставленной проблемы необходимо было получить закись никеля из нитрата никеля, а затем восстановить полученный порошок водородом59. Перед Б.М. Кувичко были поставлены задачи: получение закиси никеля из нитрата никеля; восстановление полученных порошков водородом; исследование смачивания бензолом и водой методом растекания капель60.
Для решения поставленных научных задач были созданы новые экспериментальные установки, намечены планы исследований, пути решения поставленных перед учеными проблем. В ходе проведенных работ были получены лишь некоторые предварительные результаты. Завершению работ Бутлара В.А. и других преподавателей вуза помешала война. Во время оккупации г. Ставрополя созданная Виктором Александровичем установка была уничтожена фашистами. После окончания войны вместе с возобновлением работы Ставропольского педагогического института возобновились и научные исследования.
Особое внимание в послевоенный период уделялось вопросам улучшения научно-исследовательской работы, приближения ее к запросам советской школы, подъема теоретического уровня преподавания, профессиональной подготовки будущих учителей, усиления работы в области политического воспитания студентов и научных работников.
После войны начинает развиваться научная работа И.А. Класса, связанная с изучением свойств кристаллов щелочно-галоидных солей. Тема работы: «Действия длинноволнового света на субстрактивно окрашенные кристаллы». В ходе работы была собрана установка и проведены качественные наблюдения. Кроме того, по данной теме были проведены дополнительные исследования изменения скрытого изображения в фотоматериалах при действии длинноволнового света. Необходимость дополнительных исследований была вызвана опубликованной в майском журнале «Успехи физических наук» за 1949 год статьей Мейкляра. В статье утверждалось, что при длительном освещении фотослоя светом малой интенсивности образуются крупные центры скрытого изображения, а при коротковолновом действии света большой интенсивности, наоборот возникают мелкие центры скрытого изображения. Это утверждение находилось в противоречии с данными исследований ряда авторов, а также с данными, полученными И.А. Классом.
Образование, педагогика, воспитание:
Характеристика современной системы эвристической
технологии в образовательном процессе
Внутренняя потребность в творческой деятельности рассматривается психологами и педагогами как объективная закономерность развития личности. По утверждению Г.К. Селевко, творчество - норма детского развития, склонность к творчеству вообще присуща любому ребенку. Однако, принимая участие в творческой ...
Описание экспериментального исследования креативности
Для проверки выдвинутой гипотезы нами было проведение пилотное экспериментальное исследование для трех экспериментальных групп. Исследование проходило с 11 сентября 2006 года по 10 мая 2007 года. Было составлена экспериментальная выборка участников исследования. Принцип формирования выборки – напра ...
Характеристика педагогических факторов эксперимента
Сопутствующими (или побочными) факторами называются все те, которые должны быть уравнены, чтобы создать доказательность действия причинного экспериментального фактора. Следует помнить, что они могут оказывать существенное влияние на результаты учебно-воспитательного процесса. Именно поэтому они дол ...