С 1978 г. до 1992 г. Вера Ивановна Меньшикова заведовала кафедрой математики в Ставропольском политехническом институте. Кафедра высшей математики, руководимая доктором технических наук, профессором В. И. Меньшиковой, обеспечивала математическую подготовку будущих инженеров, способных широко применять математические методы при решении различных задач техники, экономики и планирования. Вера Ивановна воспитала многих преподавателей высших учебных заведений, и каждый находит немало добрых слов о ней, как об очень хорошем педагоге. «Многие ученики с благодарностью вспоминают ее лекции и семинарские занятия, потому что Вера Ивановна умела заразить своей страстной увлеченностью предметом, умела показать, как должен трудиться человек. На своем примере учила работать и добиваться намеченных целей. Кроме основной своей преподавательской деятельности она вела физико-математическую школу старшеклассников, чтобы отобрать для института лучших абитуриентов». В 1978 году Вере Ивановне Меньшиковой было присвоено звание профессора, а в 1998 г. - звание почетного профессора СевКав ГТУ, награды: «Отличник просвещения», «Отличник высшей школы», медаль «За доблестный труд» и 11 медалей «Победителя в социалистическом соревновании».
Верой Ивановной опубликовано 42 работы в различных журналах союзного и республиканского значения, а также методические пособия и указания. Часть полученных ею результатов были включены в книгу академика П.Я. Кочиной «Теория движения грунтовых вод», профессора М. Ф. Вериго «Взаимодействие пути и подвижного состава».
Основными направлениями научных исследований кафедры математики физико-математического факультета являлись «Дифференциальные уравнения и их приложения» и вопросы проблемного обучения как средства развития познавательной активности студентов. Однако ученые кафедры математики не ограничивались теоретическими исследованиями, их разработки находили применение в народном хозяйстве.
Научная работа кандидата технических наук, доцента Б.Б. Беньяминова позволила решить ряд задач оптимального уравнения (оптимальное быстродействие при проходке скважины, вопросы минимизации потерь в двигателе и др.)
Кандидат технических наук, доцент Е.Ф. Иванова изучала условия устойчивости движения механической системы «Автомобиль - «КамАЗ»- прицеп».
Кандидат физико-математических наук, старший преподаватель В.А. Толпаев (ныне доцент, заведующий кафедрой прикладной математики) занимался вопросами применения приближенных методов расчета, а также учетом неоднородности и анизотропности строения среды. Преподаватели кафедры принимали активное участие в работе физико-математической школы, действующей при СГПИ.
Научно-исследовательская работа Веры Ивановны Меньшиковой в 1989-1993 года была связана с темой «Динамические продольные силы и перемещение железнодорожного пути»: уравнения, связывающие динамические перемещения рельса и силы, действующие на рельс при учете нелинейной продольной упругости основания. Начиная с 1993 года в течение нескольких лет научно-исследовательская работа Веры Ивановны была связана с темой «Сопровождение движения подвижного состава за счет угона пути». По результатам этих работ имеются публикации. Весной 2003 года Вера Ивановна Меньшикова умерла и была похоронена в Ставрополе.
С 1992 года заведующим кафедрой высшей математики в Ставропольском политехническом институте стал В.Я. Стеценко. После перехода Стеценко в ставропольский педагогический государственный университет заведующим кафедрой высшей математики в 1996 году стал И.Э. Наац. С сентября 2003 года кафедру математики возглавила Людмила Ивановна Сербина.
В становлении и развитии физико-математического образования на Ставрополье существенную роль сыграли ученые Пятигорска. Большой вклад в дело развития физики и математики внесли преподаватели Пятигорского педагогического института. С 1943 года в Пятигорском педагогическом институте начинает работать ученый и популяризатор математической науки Дмитрий Николаевич Мордухай-Болтовский. Дмитрий Николаевич пришел в вуз с огромным педагогическим стажем работы (43 года), поэтому сразу был назначен заведующим кафедрой математики. Много сил было затрачено на восстановление кафедры. Не считаясь со временем, он работал со студентами, давая им глубокие знания, пользуясь большим авторитетом среди студентов и профессорско-преподавательского состава.
Образование, педагогика, воспитание:
Краткая характеристика грамматического строя немецкого языка
в сопоставлении с русским
Пожалуй, ни один из аспектов обучения иностранному языку не был на протяжении многих лет предметом столь интенсивных обсуждений и дискуссий, как грамматика. Грамматика играла и продолжает играть неодинаковую роль не только при обучении родному или иностранному языкам, но и вообще в системе образова ...
Экспериментальное обоснование роли семейного физического воспитания в
малокомплектной школе
В таблице 2 указаны уровни сформированности навыков здорового образа жизни родителей на констатирующем этапе. Таблица 2 Уровень сформированности навыков здорового смысла на контролирующем этапе Уровень Контрольная группа Экспериментальная группа низкий 50% 60% средний 40% 40 % высокий 10 % 0 % В пр ...
Дидактико-методические основы обучения иноязычному чтению в условиях
общеобразовательных школ
Прежде всего отметим, что содержание обучения иноязычному самостоятельному чтению должно отличаться мотивационно-побудительной направленностью, информативностью, высокой образовательной ценностью, аутентичностью, информационной и языковой доступностью. Воспитательно-образовательно-развивающий эффек ...