Опираясь на данные, приведенные в таблице 2, можно отметить, что в процессе диагностики высокий и средний уровень развития графомоторных навыков у учащихся второго класса с интеллектуальными нарушениями не выявился.
Низкий уровень развития моторных навыков был отмечен у трех учеников, что составило 30 % от общего количества участвующих в исследовании. Отмечено, что ученики данного уровня развития при восприятии текста на слух испытывали трудности, связанные с забыванием начертания букв, осуществляли замены графически сходных букв и букв, состоящих из сходных элементов. Так, например, Вика М. не могла вспомнить, как пишется буква Ж. После показа на доске педагогом образца, девочка воспроизвела её, допустив такую ошибку, как искажение формы буквы.
Очень низкий уровень развития графомоторных навыков выявлен у семи учеников, что составило 70 % от общего количества учеников. Было обращено внимание на такие графические ошибки, как отсутствие элементов букв при воспроизведении графического образа. Например, в слове "Бегут" последний элемент буквы Т не прописан у Паши К.
Было отмечено смешение верха и низа сходных букв, например, в слове "Пушистый" (ш на т) у Сергея М.
Таким образом, сделан вывод о том, что в процессе письма под диктовку графические навыки учеников проявляются на очень низком и низком уровне. При этом очень низкий уровень преобладает. В процессе воспроизведения текста на слух ученики испытывали трудности в связи с забыванием правильного начертания букв, так же они осуществляли замены графически сходных букв и букв, состоящих из сходных элементов. Отмечены пропуски элементов букв, смешение верха и низа сходных букв и другое.
По результатам наблюдения за состоянием графомоторных навыков письма учеников второго класса с интеллектуальными нарушениями составлена таблица 3.
Таблица 3
Оценка состояния графомоторных навыков учеников второго класса с интеллектуальными нарушениями
Участники исследования |
Оценка графомоторных навыков | |||||
Средний уровень |
Низкий уровень |
О\низкий уровень | ||||
Кол. |
% |
Кол. |
% |
Кол. |
% | |
Младшие школьники в возрасте 8-9 лет с интеллектуальными нарушениями |
0 |
0 |
4 |
40 |
6 |
60 |
На основании анализа данных таблицы 3 видно, что высокий и средний уровни оценки графомоторных навыков в процессе диагностики не выявились.
Низкий уровень развития выявлен у четырех учеников, что составило 40 % от общего количества участвующих в исследовании. У учеников низкого уровня наблюдалась слабость мышечных усилий ведущей руки, а так же отмечалось отсутствие точности и уверенности при начертании слов (например, у Тани К., Иры Б.). У учеников данного уровня отмечены следующие графические ошибки: не соблюдалось расположение букв по линии строки, то есть не держится линейность при письме; формы букв не соответствуют образцу, не везде соблюдается связность букв при письме. Так же замечено, что ученики не соблюдают интервал между буквами в словах, неравномерно расставляют слова на строке.
Очень низкий уровень развития навыка отмечен у шести учащихся, что составило 60 % от общего показателя исследования. Для учащихся этого уровня характерно неумение соотнести букву и линии в тетради, то есть ученики слабо ориентируются в пространстве листа.
У учеников наблюдалась слабость мышечного тонуса руки. Вследствие этого ученики затрудняются писать буквы связно, а безотрывное письмо вызывает нарушение письма формы буквы. Замечено, что при написании предложений под диктовку в рабочем темпе школьного урока (с опорой на слуховое восприятие) ошибки графического навыка связаны с деформацией форм букв. Так же при восприятии на слух больше встречается ошибок, связанных с уподоблением одной буквы другой. Это происходит оттого, что разные буквы пишутся одним и тем же движением, то есть пишутся одинаково.
Образование, педагогика, воспитание:
Структура организаторской деятельности и ее особенности
Организаторская деятельность, будучи отнесенной к отдельному человеку, есть не что иное, как система взаимосвязанных действий (технологий), направленных на объединение групп людей для достижения общей цели. Особое место организаторская деятельность занимает в структуре целостной деятельности педаго ...
Неурочные формы внеклассной работы
Спортивные соревнования являются одной из самых интересных, увлекательных форм внеклассной работы по физическому воспитанию в начальной школе. Они содействуют привлечению учащихся к систематическим занятиям физическими упражнениями дома и в коллективе физкультуры, повышают физическую подготовленнос ...
Определения функциональной последовательности и функционального ряда
Опр.1. Пусть дана последовательность функций: , причем функции являются функциями одной переменной и определены в некоторой области . Такая последовательность называется функциональной и обозначается: . Пусть для каждого эта последовательность имеет конечный предел. Величина этого предела зависит о ...