Наше время характерно стремительным развитием информационных и компьютерных технологий, которые существенно перестраивают практику повседневной жизни. Сегодня ребенок живет уже в мире отличном от того, в котором выросли его родители. Эти тенденции проявляются и в образовании.
Образование на современном этапе не может существовать без информационных технологий. Учитель может использовать информационную технологию как «проникающую», т.е. компьютер можно применять на всех этапах процесса обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН. При этом для ребенка компьютер выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, досуговой (игровой) среды .
На этапе информационной революции в конце XX в. общество оказалось в состоянии информационного кризиса. Большинством исследователей в области информационных технологий констатируется, что существующая система использования компьютерных технологий обучения не отвечает требованиям сегодняшнего дня (А. Борк, А.Н. Ефимов, И.Ф. Игропуло, А.В. Петровский, Ф.Ш. Терегулов, В.М. Филиппов, Л.В. Шеншев). Выявлен целый комплекс противоречий в использовании компьютерных технологий в учебном процессе общеобразовательных школ между:
– представлениями современной гуманитарно-личностной парадигмы образования и существующей педагогической практикой, направленной на усвоение информации, на овладение компьютерным инструментарием, но не на личностное развитие учащихся;
– темпом развития компьютерной техники и компьютерных технологий и теоретическим осмыслением их роли в образовательном процессе;
– накопленным опытом организации работы в дидактических компьютерных средах и неготовностью методической и материально-технической базы школ к реализации этого опыта;
– системой подготовки учителя естественнонаучных дисциплин и потребностями школы в специалистах, владеющих эффективными компьютерными технологиями .
Исторически сложилось так, что на первых порах информатикой занимались в основном учителя математики, поскольку информатика как учебная дисциплина общеобразовательной школы связывалась с математической логикой, упор делался на алгоритмизацию, программирование. Формально-логический подход позволял рационально отобрать учебную информацию, использовать эффективные математические методы решения задач. При этом основной упор делался на теоретические основы информатики, алгоритмизациию, программирование. Современное состояние преподавания информатики предполагает также и изучение информационных технологий.
Информационные технологии стали не только объектом изучения, но и стали активно внедряться в процесс обучения.
Внедрение информационных технологий обучения не было обосновано и развито как научное направление, и, вследствие этого, имело значительные перекосы. Так, например,
1) чрезмерное увлечение некоторых педагогов тестовым автоматизированным контролем знаний, компьютерной диагностикой не дало существенного педагогического эффекта;
2) выявилась ущербность технологий, в которых ученику отводилась роль объекта информационного воздействия, а учитель рассматривался как необязательный элемент, обслуживающий автоматизированные системы «перекачки» знаний;
3) неэффективной оказалась и другая концепция, в которой упор делался на пользовательский аспект, компьютер рассматривался лишь как техническое средство обучения.
Стихийное внедрение компьютерных технологий без глубокого психологического и педагогического обоснования, без целенаправленной подготовки учащихся и педагогов к их использованию в учебных ситуациях нередко приводило к формализации учебного процесса, перегрузкам учащихся, формированию негативного отношения к использованию компьютера как средства обучения.
Источником проблем, затрудняющим достижение поставленных целей обучения являются специфические черты информационных технологий как научного направления и учебного предмета:
1) разнообразие возможностей любого средства современных информационных технологий. Этот фактор определяет необходимость постоянного профессионального роста преподавательских кадров, что не всегда просто реализовать не только в условиях нашей страны. Исследования зарубежных коллег, показывают, что эта проблема актуальна и для них;
Образование, педагогика, воспитание:
Структура педагогического мастерства
Педагогическое мастерство, выражая высокий уровень развития педагогической деятельности, владения педагогической технологией, в то же время выражает и личность педагога в целом, его опыт, гражданскую и профессиональную позицию. Мастерство учителя - это синтез личностно-деловых качеств и свойств лич ...
Изучение народного искусства в начальной школе на уроках изобразительного
искусства; влияние русской народной игрушки на формирование личности ребенка
В настоящее время многие аспекты освоения народного и декоративно- прикладного искусства в школе изучены достаточно полного и глубоко. Аспекты освоения народного искусства у школьников происходит на уроках декоративного рисования Содержание художественного – эстетического образования, основанное на ...
Урочные формы внеклассной работы
Прогулки, экскурсии и походы имеют большое образовательное и воспитательное значение, поскольку дети знакомятся с природой, родным краем и его достопримечательностями. Эти мероприятия содействуют совершенствованию навыков в ходьбе, беге и играх, закаляют организм и укрепляют здоровье детей, способс ...