Золотая педагогика

Методологические основы применения информационных технологий в процессе преподавания информатики в начальной школе

Другое о педагогике » Использование информационных технологий при разработке дидактических игр по информатике в начальной школе » Методологические основы применения информационных технологий в процессе преподавания информатики в начальной школе

Страница 4

Проводя макроанализ, проектируемый урок нужно рассматривать как элемент общей системы обучения. Именно с этих позиций определяются его цель и задачи, т. е. на первый план выходят те связи, которые реализуют изначально заданную (преимущественно стандартом школьного образования) целевую функцию – фактические требования к знаниям, умениям и навыкам как в конкретно-научном плане, так и общеинтеллектуальном.

Микроанализ же требует рассматривать проектируемый урок как единое целое, состоящее из множества компонентов процесса обучения (преподаватель, обучаемый, учебно-информационное средство, учебный материал) и многообразия объединяющих их отношений, определяющих функциональное взаимодействие этих компонентов (именно поэтому естествен переход от термина «планирование урока» к терминам «конструирование» или «проектирование»). Причем характер этих функциональных связей становится более активным, сложным и содержательным по сравнению с традиционным обучением.

Актуальность принципа информативности объясняется целым рядом факторов. С точки зрения информатики как науки, изучающей законы и принципы поиска, сбора, хранения, обработки, преобразования, распределения и использования информации, любую педагогическую технологию можно назвать информационной, поскольку в ней присутствуют источник (педагог) и приемник информации (обучаемый). Использование средств ИТ в учебном процессе принципиально изменило подход к оценке информационных умений педагога, которые до недавнего времени преимущественно связывались со способностью транслировать информацию обучаемым. Сегодня же уровень информационных умений педагога определяется не только (и не столько) коммуникативными навыками, но и возможностью использования компьютера в качестве источника информации. С этой точки зрения очень важен уровень сформированности аналитических, прогностических и проективных умений педагога, направленных на оценку качества образовательных электронных ресурсов (ОЭР) и эффективности их применения в учебном процессе. Информация, представленная в ОЭР, должна оцениваться исходя из общих дидактических принципов научности и доступности ее представления, возможности адаптации к индивидуальным возможностям обучаемого и пр.

Среди принципов информативности педагогического процесса более подробно следует рассмотреть принцип генерализации информации, который требует, прежде всего, ее уплотнения и обобщения. Часто перегруженность содержания ОЭР, обилие второстепенного материала приводят к потере главного среди маловажных деталей. Поэтому при подготовке к уроку и анализе ОЭР необходимо отбирать и использовать информацию, выделяя первостепенное, системообразующее, концентрируя внимание учащихся на основных понятиях и законах .

Практическая реализация этого принципа с использованием средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) достаточно актуальна для развития личности обучаемого и формирования у учащихся информационно-коммуникационных компетенций: умений сравнивать преимущества и недостатки различных источников информации, выбирать соответствующие технологии ее поиска, создавать и использовать адекватные модели и процедуры изучения и обработки информации и т. д.

Принцип индивидуализации базируется на закономерности, согласно которой эффективность развития личности прямо пропорциональна индивидуализации деятельности учащихся в ходе обучения. В педагогическом процессе на базе средств ИКТ принцип индивидуализации реализуется, прежде всего, посредством гипертекстовой технологии представления неструктурированного свободно наращиваемого знания. В отличие от других моделей представления информации, гипертекстовая технология ориентирована на обработку информации не вместо человека, а вместе с человеком, т. е. становится авторской. Удобство ее использования состоит в том, что учащийся сам определяет подход к изучению или созданию материала с учетом своих индивидуальных способностей, знаний, уровня подготовки. Кроме того, гипертекст содержит не только информацию, но и механизмы для ее эффективного поиска.

Многолетние педагогические эксперименты показывают, что эффективность в развитии творческих способностей учащихся также прямо зависит от использования возможностей ИТ и средств их самоуправления. Все, что школьники в ходе учебной деятельности способны выполнить без помощи извне, они должны выполнять самостоятельно. В значительной степени этот принцип реализуется лишь при использовании информационных технологий.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Образование, педагогика, воспитание:

Система образования Новой Зеландии
До 1907 года Новая Зеландия оставалась британской колонией, поэтому английское влияние чувствуется здесь во всем, даже в системе образования, построенной по британской модели. Иностранцам нравится учиться в этой стране. Каждый год сюда приезжают около 30 тыс. студентов из-за рубежа. В Новой Зеланди ...

Понятие и структура имиджа современного учителя
Термин "имидж" широко трактуется, но надо отметить, что до сих пор нет однозначного его толкования. Так физический имидж – это здоровье, стиль одежды, прически и макияжа. Психологический имидж - характер, темперамент, внутренний мир. Социальный имидж - роль в обществе, поведение и коммуни ...

Виды пальчиковых игр
У новорожденного ручки всегда сжаты в кулачки, и если взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребенка, тот их плотно сжимает. Таким образом, малыша можно даже немного приподнять. По мере созревания мозга этот рефлекс переходит в умение хватать и отпускать. Пальчиковые игры интересны и ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.ecsir.ru