Таким образом, несмотря на многообразие применяемых в средней школе форм организации обучения с использованием средств ИТ (научно-исследовательская и проектная деятельность, самостоятельная работа учащихся и пр.), урок остается основной формой обучения в начальной школе.
Исходя из перечисленных выше основных принципов проектирования урока с использованием ИТ и ОЭР, можно выделить следующие этапы его конструирования .
1. Концептуальный этап. Здесь определяется дидактическая цель с ориентацией на достижение следующих результатов:
– формирование, закрепление, обобщение или совершенствование знаний;
– формирование умений;
– контроль усвоения и т. д.
Исходя из содержания урока и его педагогических задач, аргументируется необходимость использования средств ИТ и ОЭР в образовательном процессе. Так, она может быть вызвана:
– дефицитом источников учебного материала;
– возможностью представления в мультимедийной форме уникальных информационных материалов (картин, рукописей, видеофрагментов, звукозаписей и др.);
– необходимостью наглядной визуализации изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами;
– необходимостью работы с моделями изучаемых объектов, явлений или процессов для их исследования в интерактивном режиме;
– необходимостью формирования умений и навыков информационно-поисковой деятельности;
– созданием условий для эффективной реализации прогрессивных психолого-педагогических методик (экспериментально-исследовательская и проектная деятельность, игровые, состязательные формы обучения и т. д.);
– необходимостью объективного оценивания знаний и умений в более короткие сроки.
В соответствии с указанными аргументами выбираются необходимые образовательные электронные ресурсы конкретного методического назначения: обучающие, информационно-поисковые, имитационные, демонстрационные, моделирующие, контролирующие, тренажеры, учебно-игровые и т. д.
2. Технологический этап. На основе сформулированных требований к ОЭР по дидактическим целям и методическому назначению проводится их многофакторный анализ и отбор. Выбирается также форма урока (урок-презентация, урок-исследование, виртуальная экскурсия, практикум, тематический проект, урок-игра и т. д.). Кроме того, проводится более детальный анализ (в том числе, возможно, доработка или модернизация) электронного ресурса (ресурсов) с учетом принципа генерализации информации, изучается сопроводительная инструктивно-методическая документация, прогнозируется эффективность использования данного ресурса при проведении различного рода занятий, определяется методика их проведения и проектируются основные виды деятельности с имеющимися ОЭР в учебном процессе.
Именно на этом этапе учитель определяет необходимое аппаратное и программное обеспечение (локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства). Конечно, в идеале желательна независимость от материально-технического обеспечения, предоставляемого в распоряжение учителя, но, увы, на практике это далеко не так. И чаще учитель скован обстоятельствами, чем свободен в выборе аппаратных средств.
3. Операциональный этап. Выделяются основные структурные элементы урока, осуществляется выбор способов взаимодействия различных компонентов (учитель – учащийся – ОЭР – учебный материал) и их функциональные взаимосвязи.
На данном этапе проводится детализация функций, возлагаемых на средства ИКТ, и способов их реализации, а также выбор способов взаимодействия обучаемого с электронным ресурсом и обучающим. Осуществляется поэтапное планирование урока, для каждого из его этапов определяются цель, длительность, форма организации деятельности учащихся, функции преподавателя и основные виды его деятельности, форма промежуточного контроля и т. д., на основании чего заполняется технологическая карта (приложение В).
Каждый этап урока с использованием средств ИТ и ОЭР – это завершенный блок, в начале которого должен присутствовать организационный момент; в противном случае эффективность обучения заметно снижается. Целесообразно продумать организацию занятия таким образом, чтобы учащиеся практически одновременно заканчивали тот или иной вид работы за компьютерами. Это позволит организованно перейти к следующему этапу.
Образование, педагогика, воспитание:
Исследования современных методик обучения английскому
языку как второму иностранному
Выдвижение иноязычной культуры в качестве цели обучения вызвало появление вопроса о необходимости создания новой методической системы, которая могла бы обеспечить достижение этой цели наиболее эффективным и рациональным способом. Тогда коллектив кафедры обучения иностранным языкам Липецкого государ ...
Паронимы в русском языке
Паронимы (гр. para - возле + onima - имя) - это однокорневые слова, близкие по звучанию, но не совпадающие в значениях: подпись - роспись, одеть - надеть, главный - заглавный. Паронимы, как правило, относятся к одной части речи и выполняют в предложении аналогичные синтаксические функции. Паронимам ...
Вариант работы с аутентичным текстом
Цель данного этапа заключается в создании ситуации и мотива общения, в формулировке коммуникативной задачи, а также в преодолении трудностей восприятия и понимания сообщения путем использования различных опор и прочих факторов, облегчающих восприятие. «Today we are going to discuss one of the most ...