Таким образом, несмотря на многообразие применяемых в средней школе форм организации обучения с использованием средств ИТ (научно-исследовательская и проектная деятельность, самостоятельная работа учащихся и пр.), урок остается основной формой обучения в начальной школе.
Исходя из перечисленных выше основных принципов проектирования урока с использованием ИТ и ОЭР, можно выделить следующие этапы его конструирования .
1. Концептуальный этап. Здесь определяется дидактическая цель с ориентацией на достижение следующих результатов:
– формирование, закрепление, обобщение или совершенствование знаний;
– формирование умений;
– контроль усвоения и т. д.
Исходя из содержания урока и его педагогических задач, аргументируется необходимость использования средств ИТ и ОЭР в образовательном процессе. Так, она может быть вызвана:
– дефицитом источников учебного материала;
– возможностью представления в мультимедийной форме уникальных информационных материалов (картин, рукописей, видеофрагментов, звукозаписей и др.);
– необходимостью наглядной визуализации изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами;
– необходимостью работы с моделями изучаемых объектов, явлений или процессов для их исследования в интерактивном режиме;
– необходимостью формирования умений и навыков информационно-поисковой деятельности;
– созданием условий для эффективной реализации прогрессивных психолого-педагогических методик (экспериментально-исследовательская и проектная деятельность, игровые, состязательные формы обучения и т. д.);
– необходимостью объективного оценивания знаний и умений в более короткие сроки.
В соответствии с указанными аргументами выбираются необходимые образовательные электронные ресурсы конкретного методического назначения: обучающие, информационно-поисковые, имитационные, демонстрационные, моделирующие, контролирующие, тренажеры, учебно-игровые и т. д.
2. Технологический этап. На основе сформулированных требований к ОЭР по дидактическим целям и методическому назначению проводится их многофакторный анализ и отбор. Выбирается также форма урока (урок-презентация, урок-исследование, виртуальная экскурсия, практикум, тематический проект, урок-игра и т. д.). Кроме того, проводится более детальный анализ (в том числе, возможно, доработка или модернизация) электронного ресурса (ресурсов) с учетом принципа генерализации информации, изучается сопроводительная инструктивно-методическая документация, прогнозируется эффективность использования данного ресурса при проведении различного рода занятий, определяется методика их проведения и проектируются основные виды деятельности с имеющимися ОЭР в учебном процессе.
Именно на этом этапе учитель определяет необходимое аппаратное и программное обеспечение (локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства). Конечно, в идеале желательна независимость от материально-технического обеспечения, предоставляемого в распоряжение учителя, но, увы, на практике это далеко не так. И чаще учитель скован обстоятельствами, чем свободен в выборе аппаратных средств.
3. Операциональный этап. Выделяются основные структурные элементы урока, осуществляется выбор способов взаимодействия различных компонентов (учитель – учащийся – ОЭР – учебный материал) и их функциональные взаимосвязи.
На данном этапе проводится детализация функций, возлагаемых на средства ИКТ, и способов их реализации, а также выбор способов взаимодействия обучаемого с электронным ресурсом и обучающим. Осуществляется поэтапное планирование урока, для каждого из его этапов определяются цель, длительность, форма организации деятельности учащихся, функции преподавателя и основные виды его деятельности, форма промежуточного контроля и т. д., на основании чего заполняется технологическая карта (приложение В).
Каждый этап урока с использованием средств ИТ и ОЭР – это завершенный блок, в начале которого должен присутствовать организационный момент; в противном случае эффективность обучения заметно снижается. Целесообразно продумать организацию занятия таким образом, чтобы учащиеся практически одновременно заканчивали тот или иной вид работы за компьютерами. Это позволит организованно перейти к следующему этапу.
Образование, педагогика, воспитание:
Изучение уровня речевой готовности к школе
Действующий принцип дифференцированного обучения слабослышащих детей в зависимости от уровня речевого развития требует выдвижения данного критерия как основного при диагностики готовности к школьному обучению. Анализ речевого развития глухих и слабослышащих детей предпологает выяснения объема слова ...
Виды деятельности детей и общие технологические требования к их организации
Под деятельностью понимают внутреннюю (психическую) и внешнюю (физическую) активность человека, регулируемую сознаваемой целью. Всякая деятельность состоит из операций и действий. Операции - это процессы, цели которых находятся не в них самих, а в том действии, элементом которого они являются. Дейс ...
Состояние произношение учащихся с нарушенным слухом
С одно стороны, подходя к характеристике произношения, необходимо, прежде всего, выяснить, насколько оно обеспечивает понимание устной речи учащихся окружающими. С другой стороны, следует, по-видимому, выяснить в какой мере произношение учащихся способно обеспечить им кинестетическую базу мышления. ...