Планирование экспериментальной части данного исследования осуществлялось с учётом основных требований к логике и организации педагогического эксперимента: определили цель, гипотезу, задачи, методы эксперимента и т.д. Перейдём к их конкретному описанию.
Целью экспериментальной части исследования явилось доказательство экспериментальным путем эффективности разработанной модели формирования основных учебных умений младших школьников при изучении информатики.
В начале эксперимента была выдвинута и сформулирована следующая гипотеза: Если разработанная дидактическая модель является эффективной в решении задач формирования учебных умений младших школьников в области информатики, то в результате проведения дидактического эксперимента должны произойти существенные сдвиги у учащихся экспериментальных классов в их учебной деятельности. Эти сдвиги должны проявиться в умении учащихся экспериментального класса, по сравнению с учениками контрольного класса, более самостоятельно, безошибочно и в более короткое время выполнять основные учебные действия и операции, которые должны быть сформированы у учащихся младшего школьного возраста: умение работать с информацией; умение работать с информационными технологиями; умение работать с мультимедийными программами; умение составлять и решать алгоритмы, а также умение работать на компьютере, наличие пользовательских умений и навыков.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы эксперимента необходимо было решить следующие задачи:
– создать базу для проведения эксперимента;
– отобрать соответствующее содержание знаний и умений по информатике, материалы и задания, необходимые для проведения констатирующего и формирующего эксперимента;
– разработать диагностические методики, позволяющие определить уровень сформированности основных учебных умений по информатике и ИТ у младших школьников в начале эксперимента и в завершающей части эксперимента;
– разработать критерии измерения уровня сформированности учебных умений у учащихся;
– организовать экспериментальную работу и провести в начале этой работы констатирующий эксперимент, позволяющий определить уровень сформированности учебных умений у школьников контрольной и экспериментальной группы;
– провести формирующий эксперимент по формированию учебных умений в области информатики у младших школьников и описать ход этого эксперимента, дать научный анализ результатов этого эксперимента;
– провести контрольный эксперимент с целью выявления сдвигов, различий в формировании учебных умений в контрольной и экспериментальной группе;
– провести анализ результатов эксперимента с целью доказательства достоверности выдвинутой гипотезы экспериментальной части исследования.
На основе изучения психолого-педагогической литературы были подобраны соответствующие методики для диагностирования уровня обученности младших школьников. Предлагаемые методики направлены на изучение уровня умственного развития детей начального школьного возраста. Они предназначены для определения основных параметров умственного развития ребенка: принятия задания; адекватности его решения; обучаемости во время диагностического обследования; отношения к результату своей деятельности.
Задания позволяют выявить возможности умственного развития ребенка: восприятия, выделения отдельных признаков предмета (величины, цвета); узнавания; наглядно-действенного мышления; продуктивных видов деятельности (рисование, конструирование).
Основными параметрами оценки познавательной деятельности детей начального школьного возраста можно считать:
– принятие задания;
– способы выполнения задания;
– обучаемость в процессе обследования;
– отношение к результату своей деятельности.
Принятие задания, т.е. согласие ребенка выполнить предложенное задание независимо от качества самого выполнения, является первым абсолютно необходимым условием выполнения задания. Способы выполнения задания: самостоятельное выполнение задания; выполнение задания с помощью взрослого, т.е. возможно диагностическое обучение; самостоятельное выполнение задания после обучения.
Адекватность действий определяется как соответствие действий ребенка условиям данного задания, диктуемым характером материала и требованиям инструкции.
Обучаемость. Обучение ребенка во время диагностического обследования производится только в пределах тех заданий, которые рекомендуются для детей данного возраста. В процессе обследования детям надо предлагать следующие виды помощи: выполнение действия по подражанию, выполнение задания по подражанию с использованием указательных жестов, с речевой инструкцией.
Образование, педагогика, воспитание:
Понятие предметно-развивающий среды и ее влияние на развитие игры-драматизации
в старшем дошкольном возрасте
Проблема среды рассматривалась в трудах М.Я. Басова, П.П. Блонского, А.Б. Залкина и других. Уже в 1927 году ставится вопрос о роли среды в процессе развития ребенка на первом педагогическом съезде, где были сделаны следующие выводы: Среда является лишь фактором, содействующим процессу развертывания ...
Создание положительного эмоционального фона на уроке
Эмоциональный фон является важным фактором урока. Он возникает с момента ожидания учащимися урока физической культуры и существует на всем его протяжении. При этом эмоциональный настрой может изменяться по ходу урока в зависимости от самочувствия учащихся, проявляемого ими интереса к упражнению, в ...
Эффективность презентаций на уроках окружающего мира
Предмет» Окружающий мир» в начальной школе – сложный, но очень интересный и познавательный. И для того, чтобы интерес к предмету не угас, необходимо сделать урок занимательным, творческим. Здесь на помощь приходят информационно-коммуникационные технологии. Использование ИКТ на уроках окружающего ми ...