Таким образом, анализ результатов констатирующего эксперимента позволил сделать вывод о том, что необходимо обучение с применением дидактических игр, разработанных на основе ИТ, направленное на формирование основных учебных умений в изучении информатики.
На втором этапе экспериментального исследования проводился формирующий эксперимент по специально отобранным темам «Информация» и «Компьютер», направленных на формирование тех умений и качеств, которые показали низкий уровень в констатирующем эксперименте.
Формирующий эксперимент по проверке и доказательству эффективности разработанной системы по формированию учебных умений учащихся начальных классов, осуществляемый в 3 «Б» классе средней общеобразовательной школы № 3 г. Нефтеюганска, заключался в том, что, во-первых мы регулярно обогащали учебный материал по информатике компьютерными дидактическими играми, которые раскрывали сущность, возможности и умелое использование ИТ в практической деятельности. Во-вторых, мы отбирали и использовали в учебном процессе задачи и задания, решение которых позволило бы учащимся овладеть основами информационно-понятийного аппарата.
Младший школьный возраст несет в себе большие возможности в познании окружающего мира, в том числе и средствами ИТ. Плодотворной почвой для этого является познавательная деятельность, реализующаяся в дидактических играх, в полной мере отвечающих возрастным особенностям детей младшего школьного возраста.
Разнообразие игр, которые мы можем использовать на уроках информатики в начальной школе, огромно. Согласно классификации дидактических игр, приведенной в параграфе 1.2 работы, перечислим варианты компьютерных дидактических игр.
Примерами игр-путешествий во времени являются следующие дидактические игры: «Дни недели», «Назови скорее», «Назови пропущенное слово», «Круглый год». Игры-поручения: «Помоги Буратино нарисовать картинку, используя компьютер», «Проверь домашнее задание у Незнайки».
По характеру формируемых учебных умений существуют следующие типы дидактических игр:
– игры-загадки на выявление характерных признаков предметов, на сравнение свойств предметов;
– игры на развитие умений обобщать, группировать по различным признакам;
– игры на развитие умений отличать реальные явления от нереальных;
– игры на развитие логического мышления.
Приведенная выше классификация игр помогает скорректировать работу по формированию познавательных интересов учащихся младших классов на уроках информатики. Одна и та же игра может быть использована на различных этапах занятий. Следует только помнить, что при всепривлекательности и эффективности игр необходимо соблюдать чувство меры. Иначе они утомят учащихся и потеряют свежесть эмоционального воздействия.
В ходе проведения формирующего эксперимента мы старались проводить различные виды дидактических игр с целью формирования различных учебных умений учащихся.
В опытно-экспериментальной работе использовались игры, которые проводились не только на этапе изучения нового материала, но и на других этапах урока закрепление, повторение пройденного, обобщение. Необходимо заметить при этом, что игры на уроках информатики должны использоваться не эпизодически, а регулярно. Только в этих условиях у школьников формируется активная учебно-познавательная деятельность, что приводит к качественно новому уровню овладения учебными умениями. В этих случаях введение в игру и подготовка к ней осуществлялись на этапе изучения нового материала (и тем самым способствовали активизации познавательной деятельности), а само игровое действо происходило позже. Конспект урока с использованием дидактических игр приведен в приложении F.
Анализ результатов формирующего эксперимента позволил сделать следующий вывод: учащиеся экспериментального класса, по сравнению с учениками контрольного класса, более самостоятельно и безошибочно выполняют основные учебные действия и операции которые должны быть сформированы у учащихся младшего школьного возраста при обучении информатике.
Контрольный эксперимент проводился с целью выявления уровней сформированности учебных умений после проведения формирующего этапа и сравнения результатов с результатами диагностирующего эксперимента.
В контрольном эксперименте были выявлены существенные сдвиги и различия в уровнях сформированности учебных умений учащихся в контроль ной и экспериментальной группе. В ходе итогового эксперимента мы использовали тестовые задания аналогичные тем, которые применялись в ходе начального диагностирующего и формирующего экспериментов (Приложение D).
Образование, педагогика, воспитание:
Проектная методика
Преподавание иностранных языков, являясь составной часть общей системы образования, подчиняется основным тенденциям развития этой системы. Наиболее очевидно это выражается в методах обучения. В последние два десятилетия в образовании формируется такая тенденция, как проективность. Это понятие было ...
Формирование оптимальной двигательной активности в старшем дошкольном
возрасте
Старший дошкольный возраст является наиболее важным периодом для формирования двигательной активности. Дети 5- 7 лет обладают богатым творческим воображением и стремятся удовлетворить свою биологическую потребность в движениях. Это позволяет им овладеть сложным программным материалом по развитию дв ...
Кабинеты гуманитарных дисциплин
В кабинетах гуманитарных дисциплин в современной школе необходим хотя бы один мультимедийный компьютер, а также проектор, экран, оверхед-проектор, слайд-проектор, видеоплеер, телевизор и музыкальный центр. А также комплекты видеофильмов, аудиокассет и программного обеспечения, портреты великих писа ...