На уровне элементарного подражания ребенок может усвоить способ выполнения того или иного задания от взрослого, действуя одновременно с ним. Количество показов способов выполнения задания не должно превышать трех раз.
Отношение к результату своей деятельности. Заинтересованность своей деятельностью и конечным результатом характерна для нормально развивающихся детей.
Все эти параметры нашли отражение в балльной оценке умственного развития детей.
В эксперименте принимали участие 2 группы учащихся – контрольная и экспериментальная. В эксперименте участвовало 45 детей: 22 ученика 3 «А» класса, обучающиеся по программе развивающего обучения Эльконина-Давыдова (контрольная группа) и 23 учащихся 3 «Б» класса, обучающиеся по программе «2100» (экспериментальная группа).
При подготовке и организации экспериментальной работы были выделены следующие этапы: констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент.
В целях диагностики уровня основных учебных умений учащихся на этапе констатирующего эксперимента было проведено тестирование для оценки основных учебных умений учащихся. С помощью данного теста было протестировано 45 учеников.
Для диагностирования учебных умений учащихся были подобраны соответствующие задания, представленные в приложении D работы.
Были определены следующие эмпирические уровневые критерии оценки успешности выполнения заданий (время обследования – 45 мин). IV – высокий уровень выполнения заданий – 8-7 баллов (100-80 % от максимального балла). III уровень – средний – 6-5 баллов (79-65 %), II уровень – низкий – 4-3 балла (64-50 %), I уровень – очень низкий – 2 балла и менее (49 % и менее).
Обследование детей с использованием представленной методики показало, что различия между обследуемыми детьми состоят в основном в характере познавательной деятельности: в принятии задания, способах выполнения (самостоятельно или при помощи взрослого), обучаемости, интересе к результату. В соответствии с этим мы разделили участников исследования на четыре группы.
Первую группу (1-2 балла) составили дети, которые в своих действиях не руководствуются инструкцией, не понимают цель задания, а поэтому не стремятся его выполнить. Таковых 5 человек в экспериментальной и 4 – в контрольной группе. Они не готовы к сотрудничеству со взрослым, не понимая цели задания, действуют неадекватно. Более того, эта группа детей не готова даже в условиях подражания действовать адекватно.
Показатели детей этой группы свидетельствуют о глубоком неблагополучии в их интеллектуальном развитии. Необходимо комплексное обследование этих детей.
Во вторую группу (3-4 балла) вошли дети, которые самостоятельно не могут выполнить задание. Они с трудом вступают в контакт со взрослыми, действуют без учета свойств предметов. Их 3 человека в экспериментальной и 3 – в контрольной группе. В характере их действий отмечается стремление достигнуть определенного искомого результата, поэтому для них характерными оказываются хаотические действия, а в дальнейшем – отказ от выполнения задания.
В условиях обучения, когда взрослый просит выполнить задание по подражанию, многие из них справляются. Однако после обучения самостоятельно выполнить задание дети этой группы не могут, что свидетельствует о том, что принцип действия остался ими не осознан. При этом они безразличны к результату своей деятельности.
Третью группу (5-6 баллов) составляют дети, которые заинтересованно сотрудничают со взрослыми. Они сразу же принимают задания, понимают условия этих заданий и стремятся к их выполнению. В этой группе 12 человек из экспериментальной и 13 человек – из контрольной группы. Однако самостоятельно во многих случаях они не могут найти адекватный способ выполнения и часто обращаются за помощью к взрослому. После показа способа выполнения задания педагогом многие из них могут самостоятельно справиться с заданием, проявив большую заинтересованность в результате своей деятельности.
4 группа детей (2 человека из экспериментальной и 2 – из контрольной) характеризуется тем, что они успешно выполняли задания, но имело место отсутствие эмоциональной окрашенности действий, неохотное сотрудничество со взрослыми.
Сравнительные результаты начального уровня учебных умений экспериментальной и контрольной группы приведены в таблице 1.
Из таблицы видно, что показатель низкого уровня сформированности учебных умений выше в экспериментальной группе.
Таблица 1
Исследование умственных способностей детей на начало эксперимента
Уровни умственных способностей |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
1 уровень (1-2 балла) |
21,7 % |
18,1 % |
2 уровень (3-4 балла) |
13 % |
13,6 % |
3 уровень (5-6 баллов) |
52,1 % |
56,5 % |
4 уровень (7-8 баллов) |
8,6 % |
9 % |
Образование, педагогика, воспитание:
Организация элективных курсов по математике
В настоящее время предлагается проводить элективные курсы начиная с 7 класса профильной школы. Группа учащихся создаётся из учащихся параллельных классов, возможно так же создание объединённых групп из учеников последовательных классов. Для успешного проведения элективного курса необходимо, по возм ...
Проблема отбора содержания экспериментальных уроков
Основная трудность, с которой сталкиваются учителя в школах при изучении исторических персоналий, - это отсутствие систематизированного исторического материала и методических рекомендаций. При отборе исторического материала мы старались опираться на литературу, доступную для школьных учителей. Нами ...
Методическое осмысление вопроса формирования и развития грамматического
строя речи школьников
В свою очередь исследователь-методист Е.Е.Вишневская выделяет три типа уроков формирования грамматического строя речи: уроки знакомства с новым материалом (с новым видом грамматического обобщения) уроки закрепления практических грамматических умений уроки повторения и контроля усвоения грамматическ ...