Результаты констатирующего эксперимента показали, что необходимо обучение с применением дидактических игр, разработанных на основе ИТ, направленное на формирование основных учебных умений в изучении информатики.
На втором этапе экспериментального исследования проводился формирующий эксперимент по специально отобранным темам, направленный на формирование тех умений и качеств, которые показали низкий уровень в констатирующем эксперименте.
Анализ результатов формирующего эксперимента позволил сделать следующий вывод: учащиеся экспериментального класса, по сравнению с учениками контрольного класса, более самостоятельно и безошибочно выполняют основные учебные действия и операции, которые должны быть сформированы у учащихся младшего школьного возраста при обучении информатике.
После проведения формирующего эксперимента увеличилось количество правильно выполненных заданий, изменился характер допускаемых ошибок (исчезли наиболее грубые) и уменьшилось их число.
Результаты контрольного эксперимента показали, что дети усвоили состав информационных действий и последовательность выполнения отдельных операций.
К концу эксперимента учащиеся научились правильно и самостоятельно работать на компьютере, работать с обучающими программами; выполнять творческие задания, а также освоили компьютерные умения.
При рассмотрении индивидуальных данных испытуемых у 2 детей был обнаружен особенно низкий результат – 17,5 баллов. На конец эксперимента их результативность повысилась более чем вдвое (36,5 балла). При повторном обследовании дети справились со всеми заданиями.
Результаты контрольного эксперимента дают основание заключить, что разработанная нами система дидактических игр при обучении информатике обеспечивает с одной стороны, полноценное усвоение учащимися выделенных информационных понятий и действий, а с другой - непрерывность организации учебного процесса при изучении начального курса информатики и ее преемственность со средней школой. При этом уровень компьютерной грамотности повышается. Это свидетельствует о целесообразности применения дидактических игр, разработанных на основе ИТ, для разработки уроков информатики.
Анализ существующей практики обучения и результатов исследования позволили автору сформулировать рекомендации для учителей по повышению обучаемости при изучении информатики.
1. Информатика должна осваиваться учащимися как средство общения и возможность формирования основных умений, определяющих общую компьютерную грамотность.
2. Для успешного прохождения процесса обучения информатике необходимо создать мотивы практической деятельности. Дети должны видеть результаты практического применения.
3. Успешность обучения информатике и глубина усвоения учебного материала обеспечиваются за счет применения инновационных образовательных технологий, а именно применения средств ИТ.
4. Использование дидактических игр в процессе обучения информатике, а также использование новаторского опыта помогут повысить уровень усвоения учебного предмета и облегчить процесс подготовки к урокам.
Соблюдение перечисленных рекомендаций, позволит, на наш взгляд, повысить эффективность обучения младших школьников информатике.
Образование, педагогика, воспитание:
Урочные формы внеклассной работы
Прогулки, экскурсии и походы имеют большое образовательное и воспитательное значение, поскольку дети знакомятся с природой, родным краем и его достопримечательностями. Эти мероприятия содействуют совершенствованию навыков в ходьбе, беге и играх, закаляют организм и укрепляют здоровье детей, способс ...
Правильная постановка задач на уроке
Нередко активность учащихся на уроке снижается из-за того, что учитель допускает ошибки при постановке задачи. Л.В. Вишнева выделяет наиболее типичные из них: 1. Учитель перечисляет упражнения, которые будут выполнять ученики на уроке, вместо того чтобы поставить задачу, которая должна быть решена. ...
Знакомство с деятельностью классного руководителя
Направления в работе (выясняются из беседы с классным руководителем) Работа направлена на формирование глубоких и прочных знании, коммуникативную компетентность, развитие инициативы, познавательного интереса к предмету, творческого мышления, самостоятельность обучающихся, умение планировать, прогно ...