Золотая педагогика

Экспериментальное исследование эффективности применения дидактических игр в процессе обучения информатике

Другое о педагогике » Использование информационных технологий при разработке дидактических игр по информатике в начальной школе » Экспериментальное исследование эффективности применения дидактических игр в процессе обучения информатике

Страница 8

Посредством дидактических игр у учителя появляется возможность контроля и диагностики хода и результата учебного процесса, а так же внесение в него необходимых изменений, т.е. игра выполняет контрольно-коррекционную функцию.

Дидактическая игра может являться и формой обучения, так как она имеет свою структуру организации, выражающуюся в виде согласованной деятельности учителя и учащихся.

Дидактическая игра – это и средство обучения, потому что она является источником получения знаний, формирования умений. Она позволяет пробуждать и поддерживать познавательные интересы учащихся, улучшить наглядность учебного материала, сделав его, таким образом, более доступным, а также интенсифицировать самостоятельную работу и вести ее в индивидуальном темпе.

Дидактическая игра применима ко всем типам урока, кроме того, учитель имеет неограниченный выбор при определении темы урока, на котором будет проводиться игра (однако, необходимо определить, выгодно ли тратить достаточно много времени и сил на подготовку дидактической игры по теме, имеющей прикладной характер и не играющей большой роли при изучении курса).

Особую значимость в настоящий момент приобретает применение средств ИТ в организации процесса обучения.

Целью написания данной дипломной работы являлось теоретическое обоснование и апробация возможностей использования ИТ при разработке дидактических игр как одной из форм организации познавательной деятельности младших школьников при изучении информатики.

Объектом нашего исследования являлась дидактическая игра младших школьников при изучении информатики, а его предметом – возможности применения ИТ для разработки дидактических игр как одной из форм организации познавательной деятельности при изучении информатики.

В соответствии с целью исследования была выдвинута и сформулирована следующая гипотеза: Если разработанная дидактическая модель является эффективной в решении задач формирования учебных умений младших школьников, то в результате проведения дидактического эксперимента должны произойти существенные сдвиги у учащихся экспериментальных классов в их учебной деятельности.

Предмет, цель и выдвинутая гипотеза определили задачи исследования:

– создана база для проведения эксперимента;

– отобраны соответствующее содержание знаний и умений по информатике, материалы и задания, необходимые для проведения констатирующего и формирующего эксперимента;

– разработаны диагностические методики, позволяющие определить уровень сформированности основных учебных умений по информатике и ИТ у младших школьников в начале эксперимента и в завершающей части эксперимента;

– разработаны критерии измерения уровня сформированности учебных умений у учащихся;

– организована экспериментальная работа и проведен в начале этой работы констатирующий эксперимент, позволяющий определить уровень сформированности учебных умений у школьников контрольной и экспериментальной группы;

– проведен формирующий эксперимент по формированию учебных умений в области информатики у младших школьников и описан ход этого эксперимента, дан научный анализ результатов этого эксперимента;

– проведен контрольный эксперимент с целью выявления сдвигов, различий в формировании учебных умений в контрольной и экспериментальной группе;

– проведен анализ результатов эксперимента с целью доказательства достоверности выдвинутой гипотезы экспериментальной части исследования.

Автором работы было проведено экспериментальное исследование.

Целью исследования явилось доказательство экспериментальным путем эффективности разработанной модели формирования основных учебных умений младших школьников при изучении информатики.

Эксперимент проводился в 3 этапа. На первом этапе осуществлялось изучение уровня основных учебных умений по информатике; анализировались полученные результаты. Здесь также был проведен анализ существующих методик и учебных пособий по информатике.

На втором этапе исследования осуществлялся формирующий эксперимент.

Третьим этапом исследования проводился контрольный эксперимент и анализировались полученные результаты после проведения формирующего эксперимента.

Планирование экспериментальной части данного исследования осуществлялось с учётом основных требований к логике и организации педагогического эксперимента.

Результаты эксперимента подтвердили предположение о том, что использование дидактических игр, разработанных на основе ИТ, в обучении способствует формированию основных учебных умений в изучении информатики, а именно – умение работать с информацией; умение работать с ИТ; общепользовательские умения и навыки работы на компьютере; умение составлять алгоритм; умение работать с мультимедийными программами, а также повышает успешность обучения информатике.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9

Образование, педагогика, воспитание:

Анализ профессионального образа педагога на примере средней общеобразовательной школы
Учитывая, что не каждый педагог целенаправленно задумывается о формировании собственного профессионального имиджа, следует при исследовании акцентировать внимание педагогов на определенные высказывания, касающихся восприятия учащимися некоторых характеристик личности педагога. Суждения, представлен ...

Содержание и экспериментальное обоснование роли семейного физического воспитания в малокомплектной школе
На констатирующем этапе эксперимента мы провели диагностическую работу, которая состояла из двух частей: 1. Выявление потенциала семьи в формировании здорового смысла посредством традиционного семейного физического воспитания. 2. Изучение исходного уровня физической подготовленности школьников. Дан ...

Понятие предметно-развивающий среды и ее влияние на развитие игры-драматизации в старшем дошкольном возрасте
Проблема среды рассматривалась в трудах М.Я. Басова, П.П. Блонского, А.Б. Залкина и других. Уже в 1927 году ставится вопрос о роли среды в процессе развития ребенка на первом педагогическом съезде, где были сделаны следующие выводы: Среда является лишь фактором, содействующим процессу развертывания ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.ecsir.ru