Лингвистика рассматривает такое явление как язык в двух аспектах — язык и речь. При рассмотрении языка имеется ввиду определенная система, которая находится вне человека и осуществляется независимо от него. Говоря о речи, имеется ввиду речевая деятельность.
С точки зрения психологии (А.А. Леонтьев, Л.С. Выготский) речь рассматривается, как 3 совокупных акта: говорение, восприятие и понимание. Именно в речевой деятельности реализуется звуковая система. Эта реализация может осуществляться в различных формах: с помощью звуков (устная речь), графических знаков (письменная речь), дактилем (дактильная речь). В нашей жизни главную роль занимает устная речь. Приоритетность устной речи связана с удобством и доступностью её использования.
Устная речь выполняет ряд значимых функций:
Коммуникативная форма (общение).
Язык впервые возник из-за потребности в общении. Устная речь наиболее доступна, без дополнительных средств мы можем сообщать и воспринимать её. Ребенок рождается уже с программой к устной речи.
Орудие познания. С помощью устной речи человек усваивает язык, с помощью которого человечество фиксирует свои знания.
Орудие интеллектуальной деятельности. Вершиной развития человека является формирование у него словесно-логического мышления. Опорой для словесно-логического мышления являются слуховые и кинестетические образы, которые формируются в коре головного мозга в процессе устной речевой деятельности.
В жизни человека главное место занимает устная речь. Приоритет устной речи связан с удобством и доступностью его использования с помощью ограниченного количества звуковых форм мы можем описать, обозначить то, что происходит вокруг нас. Учитывая значимость устной речи, в сурдопедагогике выделен особый раздел обучению языку. Значительная часть посвящена работе над речью и как особое направление выделен раздел устная речь, куда входят развитие и формирование слухового восприятия и развитие произношения.
Объектом изучения раздела устная речь является процесс формирования и развития устной речи у неслышащих детей.
Предметом изучения является процесс обучения детей с нарушениями слуха воспроизведению (произношению), восприятию (слуховому, слухо-зрительному, зрительному, тактильновибрационному) устной речи.
Таким образом, формирование устной речи, как средством общения и орудием мышления и как основа для развития других речевых функций (чтения, письма) находится в определенной зависимости. Поэтому одно из существенных задач является формирование у детей произносительных навыков.
Образование, педагогика, воспитание:
Понятие личностно-ориентированного обучения
Личностно-ориентированное обучение (ЛОО) – это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения. В педагогических работах, посвящённых вопросам такого рода обучения, оно обычно противопоставляется традиционному, ориентированному на ...
Фонетические факторы внятности
Наряду с общими требованиями к внятности и членораздельности, следует иметь в виду и ряд вытекающих из них частных требований, касающихся разных сторон фонетического оформления речи, а именно: голоса, фонетического облика слова (включая их фонематический состав, слоговый ритм, ударение, орфоэпию), ...
Дидактическая игра на уроке труда
Подготовка младших школьников к трудовой деятельности остается одной из основных и актуальных задач современной школы. Началом такой подготовки является формирование у учащихся интереса к труду и потребности овладеть определенными трудовыми умениями. Наиболее успешному осуществлению данной цели спо ...