Золотая педагогика

Основные периоды психического развития ребенка

Страница 1

В истории детской психологии можно отметить немало попыток создать возрастную периодизацию психического развития ребенка. Оригинальное понимание этой проблемы было разработано в свое время Л.С. Выготским.

Во-первых, он справедливо полагал, что периодизацию психического развития необходимо проводить сообразно сущности этого процесса "…Только внутренние изменения самого развития, только переломы и повторы в его течении могут дать надежное основание для определения главных эпох построения личности ребенка, которые мы называем возрастами.

Во-вторых, возрастную периодизацию необходимо строить, прежде всего учитывая изменения целостной личности ребенка. "Личность ребенка изменяется как целое в своем внутреннем состоянии, законами изменения этого целого определяется движение каждой его части".

В-третьих, целостная деятельность ребенка, специфичная для каждого его возраста, определяет те изменения в психике, которые впервые в этом возрасте возникают "…и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период".

Эти впервые возникающие в том или ином возрасте психические изменения в психике были названы Л.С. Выготским новообразованиями. "Основным критерием деления детского развития на отдельные возрасты… должны служить новообразования". И далее: "…На каждой данной возрастной ступени мы всегда находим центральное новообразование, как бы ведущее для всего процесса развития и характеризующее перестройку всей личности ребенка на новой основе". С понятием "новообразование" Л.С. Выготский связывал новый тип деятельности ребенка, характеризующий его возраст, новый тип его личности и те психические изменения, которые впервые в данном возрасте.

А.Н. Леонтьев и Д.Б. Эльконин развели в новообразованиях новый тип деятельности и центральные психические изменения, впервые возникшие в форме этой деятельности (поэтому к психическим новообразованиям того или иного возраста целесообразно относить лишь эти центральные изменения). Такое разведение позволило более четко определить существенно разные функции смены типов деятельности и соответствующих психических изменений в совокупном психическом развитии ребенка: основой развития является смена типа деятельности, смена, которая затем целостно определяет становление новых психических образований. Поэтому тип деятельности, который лежит в основе целостного психического развития ребенка в том или ином возрасте, и был назван ведущим.

Согласно А.Е. Леонтьеву, ведущая деятельность обусловливает главнейшие изменения особенностей ребенка в том или ином периоде развития. Ее характеризуют следующие признаки:

1) от нее ближайшим образом зависят основные психические изменения ребенка в данный возрастной период;

2) в ней возникают и дифференцируются другие виды деятельности;

3) в ней формируются и перестраиваются частные психические процессы .

Несмотря на то что каждому возрастному периоду свойственна определенная ведущая деятельность, это не значит, что в данном возрасте отсутствуют или "ущемлены" другие виды деятельности. Например, известно, что для дошкольника ведущая деятельность - игра. Но в дошкольный период жизни детей можно наблюдать элементы учения и труда. Однако они не определяют характера основных психических изменений в данном возрасте - их особенности в наибольшей мере зависят именно от игры. Хотя игровая деятельность свойственная детям и других возрастных периодов, однако ведущим и определяющим типом деятельности в этих периодах она не является (так, для младших школьников ведущей будет уже учебная деятельность).

Страницы: 1 2 3

Образование, педагогика, воспитание:

Технология педагогических мастерских
Существующая система образования в значительной степени построена на передаче знаний от учителя к ученику, на пассивной позиции обучающегося, что не позволяет личности самой строить свое знание, активно и творчески пользоваться им в жизни как свои приобретением. Этот подход к образованию не раскрыв ...

Современные подходы к организации наглядного метода обучения
Проблема использования наглядности на уроках истории является «вечной». Всплеск интереса к этой теме в методической литературе и создание комплектов наглядных пособий для школы пришлись на вторую половину XX века (Н.И. Аппарович, Г.И. Годер, П.В. Гора, Г.М. Донской, Ф.П. Коровкин, Д.Н. Никифоров и ...

Роль семьи в воспитании ребёнка
Современный мир с его экономическими кризисами, увеличением числа разводов, ухудшением качества образования, постоянными стрессами и прочими «прелестями» цивилизации истощает людей физически, эмоционально и духовно, поэтому им все труднее воспитывать нас, детей. Именно мы, наиболее уязвимые и больш ...

Навигация по сайту

© 2025 Copyright www.ecsir.ru