Теоретические положения Л. С. Выготского о сложной структуре аномального развития ребенка, разграничении первичных и вторичных нарушений в психическом развитии способствовали нового подхода к рассмотрению особенностей позновательной деятельности детей с недостатками слуха ( Р.М.Боскис, Т.А.Власова, А.П. Гозова, И.М.Соловьев, Ж.И.Шиф и др.) Суть его состоит в том ,что и нормальный ребенок и ребенок с ограниченными возможностями развиваются по единым законам. Исследование особенностей психического развития дошкольников с нарушениями слуха, определение возможностей своевременно коррекционного развития на дефект осуществляются с позиций фундоментальных положений Л.С.Выготского о системном подходе анализу психики, о зонах «актуального» и «ближайшего развития» ребенка, о том, что обучение должно нести за собой развитие.
Проблема развития наглядного мышления у глухих детей неоднократно привлекала внимание исследователей. Теоретический интерес объясняется тем, что это область является классической для изучения роли речи развития мышления. В результате было выявлено, что наглядное мышление у детей с нарушениями слуха развивается с большими отклонениями орт нормы, отстает и видоизменяется из-за отставания или недоразвития речи. Изучая особенности оперирования зрительными оброзами глухих детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, Н.В.Яшкова отмечает ,что мысленное оперирование образоми их переработка у глухих детей идет сложнее, чем у нормально слышащих. У неслышащих способы выполнения задания более элементарные, наблюдаются затруднения в формировании обобщенных способов действия. Нагляное мышление глухих детей к началу школьного обучения оказывается неидентичным наглядному мышлению слышащих, несформирована оно и у многих глухих первоклассников.
Однако различные стороны позновательной деятельности детей с нарушениями слуха исследовались, в основном, у младших школьников. Своеобразие развитие и восприятия и мышления слабослышащих дошкольников в контексте проблемы готовности к школьному обучению практически не изучалось в специальной литературе.
Образование, педагогика, воспитание:
Пути и способы объяснения грамматики
Овладение грамматическими средствами должно достигать уровня навыка и проявляться в речи на уровне вторичного творческого уровня. Процесс объяснения соответствует первому этапу формирования грамматических навыков и умений — этапу создания ориентировочной основы действия. Основу для создания системы ...
Цель и задачи констатирующего эксперимента. Характеристика детей,
участвующих в экспериментальном исследовании
Целью констатирующего эксперимента явилось выявление нарушений формирования фонетико-фонетических процессов у дошкольников старшего возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Для достижения поставленной цели мы поставили перед собой следующие задачи: 1. Подобрать методические рекомендац ...
Младший школьник как субъект учебной деятельности
Школьный возраст, как и все возрасты открывается критическим периодом, который был описан в литературе раньше остальных как кризис семи лет. Давно замечено, что ребенок при переходе от дошкольного к школьному возрасту очень резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении, чем п ...