В России уровень смертности населения трудоспособных возрастов от несчастных случаев, отравлений и травм, в том числе производственных, в настоящее время соответствует аналогичным показателям столетней давности, почти в 2,5 раза превышает показатели, сложившиеся в развитых странах, и в 1,5 раза ─ в развивающихся. Смертность трудоспособного населения превышает аналогичный показатель по Евросоюзу в 4,5 раза. Уровень производственного травматизма с летальным исходом в России значительно (до 12 раз) превышает уровень аналогичного травматизма в экономически развитых странах. Каждый год в нашей стране погибает столько же работников, сколько во всех странах Евросоюза. За прошедшие пятнадцать лет на производстве погибли более 125 тыс. и были тяжело травмированы более 5 млн. работников.
Значительная часть выпускников инженерных вузов встречается с трудностями в работе по обеспечению безопасности труда и экологической безопасности. Связано это прежде всего с несформированностью у выпускников достаточных навыков адаптации к профессиональной среде, умений планировать и создавать эффективную систему своей работы в реальных условиях, решать многочисленные классы производственных задач, связанных с обеспечением безопасности жизнедеятельности человека в производственной среде.
Положения концепции образования в области безопасности жизнедеятельности, разработанные ведущими российскими учеными (С.В. Белов, Б.Е. Прусенко, А.К. Прыгаев, Е.В. Глебова, О.Н. Русак, П.П. Кукин, Л.А. Михайлов и др.), решаются в основном эмпирически, усилиями отдельных вузов или кафедр. Это происходит по той причине, что улучшение подготовки будущего инженера, умеющего решать задачи безопасности жизнедеятельности в среде обитания, достигается в основном как совершенствование традиционной практики обучения. Следствием является тот факт, что студент, подготовленный по инженерной специальности (машиностроение, строительство, транспорт и т.д.), оказывается профессионально подготовленным к производственной деятельности по приобретенной специальности, но не всегда готов к анализу и разрешению реальных ситуаций в сфере производственной и экологической безопасности, которые ему необходимо решать в проектной, технологической, организационной и иной профессиональной деятельности. В качестве одной из основных причин сложившейся ситуации, по нашему мнению, выступает недостаточное научное обеспечение системы обучения безопасности жизнедеятельности.
Актуальность данного исследования подкрепляется также тем, что проблема нравственного и духовного воспитания требует внимания со стороны вузов. Социологические исследования жизненных стратегий и моделей поведения современного студенчества, мотивов получения профессионального образования свидетельствуют о том, что в области базовых ценностей появляется девиантное поведение и ориентация личности на профессиональную деятельность, для которой характерны нарушения норм права, отсутствие уважения к персоналу на свободном рынке труда. Опасные смещения психологических качеств личности в сторону ее дегуманизации уже проявляются в практической деятельности в виде институционализации неправовых практик, вызывая социальные напряжения и конфликты в малых группах, что не способствует качеству труда и не обеспечивает его безопасность. Таким образом, активно развивается «платформа» дегуманизированного, небезопасного труда, так как гуманитарная компонента трудового процесса оказывается необеспеченной. Проблема становления высоконравственной личности весьма актуальна, поскольку Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12. 2002 г. №184-ФЗ выделяет регламенты, главным образом связанные со сферой обеспечения безопасности жизнедеятельности, и стандарты, которые работодатели и производители добровольно устанавливают для себя и гарантируют их соблюдение с учетом минимальной степени риска причинения вреда человеку.
Согласно документам Европейской федерации национальных инженерных организаций (Federation Europeenne d'Associations Nationales d'Ingenieurs, FEANI), представляющей интересы инженерной профессии в Европе более 80 национальных инженерных ассоциаций из 27 европейских стран, Комиссии европейских сообществ (Commission of the European Communities, 2005), итоговая (оцениваемая) компетенция включает когнитивный, функциональный, личностный и этический аспекты. Таким образом, компетентностный подход формулирует результаты образования не только в терминах знаний-умений-навыков, но также как готовность выпускника (и уровень этой готовности) осуществлять профессиональную деятельность, взятую в своей синтетической сложности. От инженера, в частности, требуется проектирование и решение сложных инженерных задач, разработка систем, компонентов или процессов, которые удовлетворяют заданным требованиям и учитывают вопросы охраны здоровья и безопасности жизнедеятельности, культурные, социальные и экологические аспекты в среде обитания.
В этой связи необходимо обеспечить соответствие национальной системы образования международным стандартам, требования которых предполагают готовность выпускников к безопасной профессиональной деятельности.
Образование, педагогика, воспитание:
Физическое воспитание – одна из важных сторон гармоничного развития
личности ребенка дошкольного возраста
В качестве одного из видов воспитания физическое воспитание представляет собой воспитательно-образовательный процесс, характеризующийся всеми присущими педагогическому процессу общими признаками (ведущая роль педагога специалиста, направленность деятельности воспитателя и воспитуемых на реализацию ...
Развитие технического творчества учащихся при изучении спецдисциплин и в кружковой работе
Особое место в работе педагогических коллективов профтехучилищ должны занимать вопросы совершенствования методики организации занятий по техническому творчеству во внеучебное время. Это организация технических кружков, кружки по углубленному изучению профессии и предметов общетехнического цикла. В ...
Особенности социализации детей дошкольного возраста
Зарубежные исследователи выделяют отличительные особенности социализации детей от взрослых (Брим Г., Парсонс Т., Эриксон Э.). Социализация детей связана, по их мнению, с формированием таких регуляторов поведения как ценности, нормы, установки, характеризуется отсутствием критичности, акцент делаетс ...