В России уровень смертности населения трудоспособных возрастов от несчастных случаев, отравлений и травм, в том числе производственных, в настоящее время соответствует аналогичным показателям столетней давности, почти в 2,5 раза превышает показатели, сложившиеся в развитых странах, и в 1,5 раза ─ в развивающихся. Смертность трудоспособного населения превышает аналогичный показатель по Евросоюзу в 4,5 раза. Уровень производственного травматизма с летальным исходом в России значительно (до 12 раз) превышает уровень аналогичного травматизма в экономически развитых странах. Каждый год в нашей стране погибает столько же работников, сколько во всех странах Евросоюза. За прошедшие пятнадцать лет на производстве погибли более 125 тыс. и были тяжело травмированы более 5 млн. работников.
Значительная часть выпускников инженерных вузов встречается с трудностями в работе по обеспечению безопасности труда и экологической безопасности. Связано это прежде всего с несформированностью у выпускников достаточных навыков адаптации к профессиональной среде, умений планировать и создавать эффективную систему своей работы в реальных условиях, решать многочисленные классы производственных задач, связанных с обеспечением безопасности жизнедеятельности человека в производственной среде.
Положения концепции образования в области безопасности жизнедеятельности, разработанные ведущими российскими учеными (С.В. Белов, Б.Е. Прусенко, А.К. Прыгаев, Е.В. Глебова, О.Н. Русак, П.П. Кукин, Л.А. Михайлов и др.), решаются в основном эмпирически, усилиями отдельных вузов или кафедр. Это происходит по той причине, что улучшение подготовки будущего инженера, умеющего решать задачи безопасности жизнедеятельности в среде обитания, достигается в основном как совершенствование традиционной практики обучения. Следствием является тот факт, что студент, подготовленный по инженерной специальности (машиностроение, строительство, транспорт и т.д.), оказывается профессионально подготовленным к производственной деятельности по приобретенной специальности, но не всегда готов к анализу и разрешению реальных ситуаций в сфере производственной и экологической безопасности, которые ему необходимо решать в проектной, технологической, организационной и иной профессиональной деятельности. В качестве одной из основных причин сложившейся ситуации, по нашему мнению, выступает недостаточное научное обеспечение системы обучения безопасности жизнедеятельности.
Актуальность данного исследования подкрепляется также тем, что проблема нравственного и духовного воспитания требует внимания со стороны вузов. Социологические исследования жизненных стратегий и моделей поведения современного студенчества, мотивов получения профессионального образования свидетельствуют о том, что в области базовых ценностей появляется девиантное поведение и ориентация личности на профессиональную деятельность, для которой характерны нарушения норм права, отсутствие уважения к персоналу на свободном рынке труда. Опасные смещения психологических качеств личности в сторону ее дегуманизации уже проявляются в практической деятельности в виде институционализации неправовых практик, вызывая социальные напряжения и конфликты в малых группах, что не способствует качеству труда и не обеспечивает его безопасность. Таким образом, активно развивается «платформа» дегуманизированного, небезопасного труда, так как гуманитарная компонента трудового процесса оказывается необеспеченной. Проблема становления высоконравственной личности весьма актуальна, поскольку Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12. 2002 г. №184-ФЗ выделяет регламенты, главным образом связанные со сферой обеспечения безопасности жизнедеятельности, и стандарты, которые работодатели и производители добровольно устанавливают для себя и гарантируют их соблюдение с учетом минимальной степени риска причинения вреда человеку.
Согласно документам Европейской федерации национальных инженерных организаций (Federation Europeenne d'Associations Nationales d'Ingenieurs, FEANI), представляющей интересы инженерной профессии в Европе более 80 национальных инженерных ассоциаций из 27 европейских стран, Комиссии европейских сообществ (Commission of the European Communities, 2005), итоговая (оцениваемая) компетенция включает когнитивный, функциональный, личностный и этический аспекты. Таким образом, компетентностный подход формулирует результаты образования не только в терминах знаний-умений-навыков, но также как готовность выпускника (и уровень этой готовности) осуществлять профессиональную деятельность, взятую в своей синтетической сложности. От инженера, в частности, требуется проектирование и решение сложных инженерных задач, разработка систем, компонентов или процессов, которые удовлетворяют заданным требованиям и учитывают вопросы охраны здоровья и безопасности жизнедеятельности, культурные, социальные и экологические аспекты в среде обитания.
В этой связи необходимо обеспечить соответствие национальной системы образования международным стандартам, требования которых предполагают готовность выпускников к безопасной профессиональной деятельности.
Образование, педагогика, воспитание:
Принцип связи с жизнью, личным опытом учащихся
В преподавании происхождения сущности государства и права учителю важно опираться на жизненные факты, близкие ученикам, тем самым реализуется принцип связи с жизнью, личным опытом учащихся, который предполагает расширение, углубление и обогащение правовых знаний учащихся и одновременно избавление у ...
Дидактические процессы в предмете физическая культура
Спорт – это значимое социальное явление, несмотря на это он совсем недавно попал в область внимания социологов. До сих пор существует мнение, что он прерогатива спортивных наук. Все же сегодня большинство исследователей согласны с тем, что его нужно изучать не только с точки зрения физкультурной те ...
Психолингвистическая основа школьного многоязычия
Слово «полилингвизм» происходит от частички poli, что значит по-латыни «много», «множество», и слова lingua – «язык». Полилингвизм определяется, как способность владеть двумя или более языками. Полилингвист – человек, который может общаться как минимум на трех языках. Различают естественный (бытово ...