Вопросам истории церковного пения в России и на Украине посвящён ряд работ, созданных в большинстве своём в XIX , начале ХХ веков. Это исследования Д. Аллеманова, В. Металлова, А. Преображенского, Д. Разумовского, Н. Финдейзена. Во второй половине ХХ века эта сфера музыкальной культуры рассматривалась в общем контексте истории отечественной музыки. Наиболее значительными являются работы Н. Герасимовой-Персидской, Ю. Келдыша, Л. Корний, М. Рыцаревой, С. Скребкова. В последние годы появился ряд публикаций, издаваемых Московской Патриархией, в которых разъясняется суть текстов богослужений.
Традиция христианского пения ведёт своё начало с момента появления самой христианской веры. Некоторые современные церковные деятели утверждают, что духовная музыка существовала ещё до сотворения мира как ангельское, херувимское пение, а затем вместе с Иисусом Христом снизошла на землю. Исследователи Библии, на основе изучения её текстов, высказывают мысль, что «музыка, мгновенно сметая любые барьеры, способна проникнуть в сознание человека даже тогда, когда другие средства бессильны».
Единство музыки и церковного ритуала на протяжении тысячелетий создало особый мир богослужения, который мог быть воссоздан даже по одной из его деталей. Об этом в 1877 году писал П. И. Чайковский: «Невозможно не испытать самые трогательные чувства на нашей православной литургии. Люблю я и вечерню. Стоять на субботней вечерней службе в какой-нибудь маленькой деревенской церкви, заполненной дымом кадильницы; теряться в вечных вопросах: что, откуда, почему; внезапный звук из хора выводит из забытья; поэтичность музыки уносит тебя; тихое возбуждение охватывает тебя, когда царские врата в иконостасе отворяются и звучат слова: «Хвалите имя Господне!» Всё это бесконечно дорого мне! Одна из самых моих сокровенных радостей!» .
На Киевской Руси христианство было принято под влиянием Византии (в виде православия) и, в связи с этим, музыкальное оформление церковных служб вначале носило характер заимствования чужих напевов. Д.В. Разумовский, исследователь церковного пения, писал: «Относительно самого пения первенствующей русской церкви нельзя сделать никакого заключения. Ни Константинополь, откуда были присланы певцы русской церкви, ни личность самих певцов, славян по происхождению, не могут сообщить ничего о свойствах и характере первого церковно-русского пения. Несомненно только то, что православная русская церковь не изобрела сама богослужебного пения, но получила его вполне по своему техническому устройству готовым».
В течение столетий на Руси постепенно происходила адаптация этого материала к другому языку, к местным условиям, к стилистическим закономерностям музыкальных распевов путём проникновения в них традиций народной музыки, различных жанров светской сферы музыкального искусства, эволюционного обновления интонационной природы музыки.
«Отцы церкви» очень серьёзно относились к вопросу о месте музыки в христианском Богослужении, в мировосприятии и жизни христианина. Они отмечали значительное влияние музыки на моральное состояние души. Богослужебная музыка считалась одним из основных способов слияния души христианина с божественным миром. Иоанн Златоуст отмечал, что «ніщо так не підносить душу, ніщо так не окриляє ії, не віддаляє від землі, не звільняє від телесних оков, не спрямовує у філософії і не допомогає досягати повного презирства до житейських предметів, як узгоджена мелодія і керований ритмом божественний спів».
Период до XVII века характеризовался господством одноголосия (монодии), в основе которого лежал знаменный и другие распевы. К XVIII веку стали складываться различные виды многоголосия: строчное, демественное и партесное, последнее из которых впоследствии стало господствующим. Его укреплению способствовало много различного рода факторов: церковная реформа патриарха Никона, формирование нового ренессансного мировосприятия, появление более совершенной системы нотной записи.
К этому времени более чётким стало разделение музыкального искусства на церковную и светскую сферы. Каждая из них развивалась параллельно, но постоянно влияя друг на друга. Этому способствовала практика одновременной работы композиторов в обеих сферах, продолжавшаяся вплоть до начала ХХ века.
На первых этапах бытования церковной музыки она была анонимной. К концу XVII века стала закрепляться практика авторского обозначения песнопений. Наиболее известными стали имена украинских композиторов Николая Дилецкого и Симеона Пекалицкого. Их сочинения, дошедшие до нашего времени в виде отдельных хоровых партий (партесов), свидетельствуют о высоком профессиональном мастерстве авторов и высоком уровне художественности их произведений.
Во второй половине XVIII века украинская духовная музыка достигает нового этапа подъёма. В это время в ней сформировался и развился новый стиль, получивший название классицистского. Наиболее яркими представителями этого стиля стали Максим Березовский, Дмитрий Бортнянский, Артемий Ведель. Церковная музыка этого времени отражает этап активного усвоения композиторской техники и достижений западноевропейского музыкального искусства того времени, сплавленных с национальными традициями. Показательным стало обращение композиторов к старинным монодическим напевам, носителям «истинной духовности». В то же время церковная музыка становится более эмоционально выразительной, в ней усиливается лирическое начало.
Образование, педагогика, воспитание:
Характеристика современной системы эвристической
технологии в образовательном процессе
Внутренняя потребность в творческой деятельности рассматривается психологами и педагогами как объективная закономерность развития личности. По утверждению Г.К. Селевко, творчество - норма детского развития, склонность к творчеству вообще присуща любому ребенку. Однако, принимая участие в творческой ...
Характеристика диагностической программы исследования общения со
сверстниками у детей старшего дошкольного возраста
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволил нам разработать диагностическую программу, направленную на выявление особенностей общения со сверстниками в старшем дошкольном возрасте. Разработанная нами диагностическая программа была использована на констатирующем и ко ...
Личностно-ориентированный урок: технология проведения
Урок – основной элемент образовательного процесса, но в системе личностно-ориентированного обучения меняется его функция, форма организации. Личностно ориентированный урок в отличие от традиционного в первую очередь изменяет тип взаимодействия «учитель-ученик». От командного стиля педагог переходит ...