Создана профессионально-личностная технология формирования экологической компетентности будущего инженера.
Реализованы психолого-дидактические условия формирования экологической компетентности будущих инженеров.
Теоретическая значимость исследования определяется его вкладом в развитие теоретических основ профессиональной подготовки инженера в рамках современных требований международных инженерных организаций к компетенциям выпускников образовательных программ в области техники и технологий и заключается в том, что:
− определены целевой, содержательный, технологический, результативный компоненты процесса формирования экологической компетентности будущего инженера, которые могут служить теоретическим основанием для обогащения теории профессионального образования;
− разработана концепция, модели и педагогическая технология формирования экологической компетентности будущего инженера, которые связывают воедино все компоненты учебного процесса в целостную интегрированную систему, обеспечивают требуемый уровень сформированности экологической компетентности;
− результаты исследования обогащают теорию профессионального образования новым научным знанием о структуре экологической компетентности будущего инженера, методах её формирования.
Практическая значимость исследования определяется тем, что:
− разработаны и внедрены в практику подготовки инженеров строительных специальностей в КурскГТУ и ГТИ (г.Курск): рабочие учебные планы специальностей; авторские учебные программы по дисциплинам «Безопасность жизнедеятельности», «Экология», «Экологические проблемы в строительстве», «Безопасность строительных процессов», «Надежность технических систем и техногенный риск» и соответствующие учебно-методические комплексы; методика проведения производственной практики и методика выполнения раздела «Безопасность и экологичность производственных процессов» в дипломных проектах;
− разработан и внедрен в учебный процесс комплекс технических (лабораторные стенды и установки) и информационных средств (учебные пособия, методические указания, макеты, плакаты, слайды и др.);
− разработаны научно-практические рекомендации по проектированию, организации и реализации методики формирования экологической компетентности будущего инженера;
− прогностический потенциал исследования обусловлен принципиальной возможностью организации на его основе последующих научно-исследовательских работ по изучению перспектив формирования профессиональной компетентности выпускников в вузовском, и её развития в послевузовском высшем профессиональном образовании, совершенствованию форм, методов и систем организации учебного процесса в вузах, адаптации разработанных рекомендаций к условиям подготовки специалистов других сфер профессиональной деятельности.
Обоснованность и достоверность результатов исследования, содержащихся в диссертации, обеспечиваются его методологической основой, позволившей наметить научные подходы к исследованию проблемы и доказать выдвинутую гипотезу, применением разнообразных и адекватных предмету, целям и задачам исследования методов, а также проверкой эффективности разработанных теоретических положений и их внедрением в образовательную практику.
Положения, выносимые на защиту.
1. Экологическая компетентность ─ характеристика личности инженера, выраженная в единстве его теоретических знаний, практической подготовленности, способности и готовности осуществлять все виды своей профессиональной деятельности, которые удовлетворяют заданным требованиям производства и охраны труда, обеспечивают необходимый уровень здоровья, безопасность жизнедеятельности человека и экологическую безопасность среды обитания.
2. Концепция, модель экологической компетентности будущего инженера, организационная модель и технология формирования экологической компетентности, обеспечивающие целостность учебных, учебно-профессиональных и профессиональных форм деятельности в проблемно-поисковом порядке.
3. Формирование экологической компетентности будущего инженера представляет собой систему организационных моделей сопровождения процесса формирования экологической компетентности, специализированные процедуры и правила отбора информации, средства мотивации действий, содержание дисциплин, описание процесса обучения и средств мониторинга учебной деятельности, детерминированных профессиональными требованиями ГОС ВПО и требованиями общества в обеспечении безопасности жизнедеятельности.
4. Оптимальным вариантом формирования экологической компетентности является системное осуществление обучающего процесса, что позволяет выделить отдельные сущностные ориентиры процесса обучения, компоненты обучения, содержание обучения, подвергнуть их более скрупулезному логическому анализу, выявить необходимые и устойчивые межпредметные связи, выстроить профессионально-личностную технологию формирования экологической компетентности.
5. Профессионально-личностная технология формирования экологической компетентности, представляющая систему, состоящую из аналитического, содержательного и процессуально-управленческого компонентов, каждый из которых имеет собственное содержательное наполнение и функциональное назначение.
Образование, педагогика, воспитание:
Значение интереса к урокам физической культуре в повышении активности
учащихся на уроке
Интересы учащихся к уроку физической культуры бывают разными. Это и стремление укрепить здоровье, сформировать осанку, это и желание развить двигательные и волевые качества. Интересы мальчиков и девочек различны: девочки чаще всего думают о красивой фигуре, гибкости, изяществе движений и походки, р ...
Роль дидактической игры в развитии умственных способностей младших
школьников
Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств – легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Учение для него – значимая деятельно ...
Методические рекомендации по проведению
практических занятий
Концепция целенаправленного развития у студентов готовности к самообразованию приводит к тому, что самостоятельная деятельность студентов, управляемая и организуемая, тесно смыкается с образованием, которое является составной и закономерной частью целостной ситемы учебно-воспитательной работы. В ра ...