Золотая педагогика

Психофизиологические особенности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Другое о педагогике » Реализация здоровьесберегающего подхода при работе с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития » Психофизиологические особенности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Страница 1

Рост требований к личности ребенка, среди которых ранние сроки начала обучения, усложнение образовательных программ определяют необходимость своевременного выявления пограничных состояний интеллектуальной недостаточности современных дошкольников.

Задержка психического развития у детей чаще всего обнаруживается с началом обучения дошкольников старших групп в ДОУ. Следует указать, что психология, дефектология, педагогика выделяют как общие черты, так и характерные для конкретных типов ЗПР у детей дошкольного возраста. Ниже представлен анализ особенностей развития детей 5–6 лет в норме и при патологии.

Возраст 5–7 лет относится к концу периода первого детства. Это второй, после 3 лет (раннее детство), критический период. С одной стороны, он отмечается интенсивным ростом и развитием детского организма, а с другой, – незрелостью, низкой сопротивляемостью к неблагоприятным воздействиям внешней среды. В этом периоде продолжаются морфологическое оформление и функциональное совершенствование всех органов и систем организма .

Интенсивные анатомо-физиологические преобразования нервной системы у детей старшего дошкольного возраста осуществляются в виде дифференцировки нервных клеток, миелинизации нервных волокон, формирования синоптических механизмов.

К 5 – 6 годам соотношение спинного мозга и позвоночного канала становится таким же, как у взрослых, а к 7 годам его тканевая структура приближается к взрослому уровню. К 6 – 7 годам в основном заканчивается структурное развитие коры большого мозга: изменяется топологическое положение, форма и количество борозд, увеличивается количество извилин коры больших полушарий. Самым существенным моментом структурного созревания коры головного мозга в возрасте 5–6 лет является усложнение системы связей по горизонтали как между нейронами близко расположенных ансамблей, так и между областями коры. Изменения претерпевают и межполушарные связи: к 6 – 7 годам формируется мозолистое тело, соединяющее оба полушария. В 7 лет заканчивается созревание ядер продолговатого мозга.

Клетки большинства областей коры становятся близкими по строению клеткам коры взрослого человека к 4 – 7 годам. Но третичные зоны коры большого мозга полностью не сформированы .

По мнению В.В. Лебединского и О.С. Никольской, основными механизмами ЗПР являются нарушение созревания и функциональная недостаточность более молодых и сложных систем мозга. В период от 5 до 7 лет наблюдается активизация ростового процесса (полуростовой скачок): прирост может составлять 7 – 10 см ежегодно.

В 5 лет длина тела мальчиков равна 105–116 см, девочек – 104–114 см, в 6 лет соответственно – 111–121 см, 111–120 см. утверждают, что конечности в это время растут быстрее, чем туловище. Так, к 6–7 годам длина рук увеличивается в 2,5 раза, а длина ног – в 3 раза. Необходимо отметить, что масса тела детей 5–6 лет увеличивается на 2 – 2,5 кг. Так, в 5 лет масса тела мальчиков составляет 17,4 – 22,1 кг, девочек – 16,5 – 20,4 кг, в 6 лет – 19,7 – 24,1 кг и 19,0 – 23,5 кг соответственно .

У детей 4–7 лет интенсивно формируется опорно-двигательный аппарат, увеличивается число точек окостенения. По данным, кости запястья становятся видными ясно к 7 годам. Это говорит о неполной подготовленности руки ребенка к письму. У детей рассматриваемого возраста наблюдается незавершенность строения стопы. К 6 – 7 годам становятся хорошо заметными изгибы позвоночного столба, особенно грудной и шейный, что также отмечается в других исследованиях. Благодаря большой толщине межпозвоночных хрящей у детей обеспечивается большая подвижность позвоночных суставов. Но в связи с несовершенной фиксацией позвоночника, при неадекватной позе, неравномерном развитии мышц правой и левой сторон тела, часто возникают нарушения осанки (лордотические, кифотические, сколиотические). По данным, в возрасте 6–7 лет фронтальный диаметр грудной клетки начинает преобладать над сагиттальным, устанавливаются относительные величины верхней и нижней части грудной клетки, свойственные взрослому. Резко увеличивается наклон ребер. Начинают проявляться типологические особенности телосложения – торакальный тип телосложения (узкая грудная клетка), дигестивный тип телосложения (широкая грудная клетка) и промежуточные варианты. К концу дошкольного периода обхват грудной клетки увеличивается на 2 – 2,5 см ежегодно и в среднем составляет в 5 лет у мальчиков – 56,4 см, у девочек – 55,9 см, в 6 лет соответственно 58,0 см и 57,2 см. В период первого детства продолжается рост всего черепа. К 7 годам в основном заканчивается рост основания черепа в длину, и оно почти достигает такой же величины, как у взрослого.

Как констатирует ряд авторов, при оценке у дошкольников биологического возраста по соматическим показателям важны соотношения размеров тела, которые характеризуют его форму, а не абсолютные размеры. В период первого детства мышечная ткань продолжает дифференцироваться. Диаметр мышечных волокон у детей с 4 до 7 лет увеличивается в 1,3 раза. Общая масса скелетных мышц по отношению к массе тела составляет примерно 27%. К 7 годам форма мышц из округлой становится продолговатой. У детей особенно интенсивно развиваются мышцы таза и ног, обеспечивающие прямостояние и ходьбу, а затем (с 5 – 7 лет) мышцы рук, которые способствуют овладению навыками продуктивной деятельности. Координация мелких мышц кисти становится более тонкой, что совершенствует, в свою очередь, вторую сигнальную систему (речь). Исследователи отмечают, что у дошкольников с ЗПР физическое развитие в основном соответствует паспортному возрасту. Однако при ЗПР конституционального происхождения может иметь место инфантильный тип телосложения.

Страницы: 1 2 3 4 5

Образование, педагогика, воспитание:

Цели обучения иностранному языку
Под «целью» принято понимать идеальный образ планируемого результата, закодированный в мозгу «образ потребного будущего», «пусковой механизм всякой деятельности». Цель – то, к чему стремятся, что намечено достигнуть, предел, намерение, которое должно осуществить. Цель – это планируемый результат. Ц ...

Теория игры. Виды игры
Ведущие зарубежные и отечественные педагоги рассматривают игру как одно из наиболее эффективных средств организации жизни детей и их совместной деятельности. Игра отражает внутреннюю потребность детей в активной деятельности, это средство познания окружающего мира; в игре дети обогащают свой чувств ...

Проверка результатов эксперимента
Особенно важное значение имеет проверка полученных в ходе педагогического эксперимента результатов на практике, в повседневной работе. Дело в том, что экспериментатор независимо от желания всегда находится в лучших условиях для проведения учебно-воспитательной работы, чем обычный преподаватель. Выс ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.ecsir.ru