Проблема сохранения здоровья подрастающего поколения уже не один год является предметом обсуждения врачей, педагогов, психологов. Сегодня школа сталкивается с двумя серьезными проблемами: трудности в обучении детей, связанные с повышением требований образовательных программ, и постоянно ухудшающееся состояние здоровья учащихся, препятствующее овладению образовательными компетенциями в различных областях научного знания. Практика показывает, что традиционные медико-профилактические подходы к сохранению и укреплению здоровья детей и подростков в условиях общеобразовательной школы не дают желаемого результата. По данным Министерства здравоохранения и социального развития, только 10% школьников относятся к числу здоровых, 40% относятся к группе риска, а 50% имеют патологию развития. Наряду с ухудшением соматического здоровья отмечается увеличение числа психических нарушений. По данным специальных исследований, распространенность основных форм психических расстройств, среди детей и подростков с начала 1990-х гг. возросла на более чем на 30%. Весьма невысокий уровень физического и психического здоровья детей создает объективные препятствия на пути модернизации российского образования, следовательно, разрешение актуальных проблем школы возможно лишь при сохранении и укреплении здоровья подрастающего поколения. В настоящее время выявлено и резкое увеличение числа детей с более серьезными отклонениями в психическом развитии. Более 70% детей, рожденных после 1991 г., имеют нейропсихологические проблемы из-за нарушений в подкорковых и стволовых отделах мозга, которые формируются внутриутробно или при рождении, и закладывают основу для всего последующего онтогенеза. Мозг таких детей работает во многом за счет компенсаторных механизмов. Традиционные общепринятые психолого-педагогические методы воздействия во многих случаях не приносят заметных результатов.
По данным ряда исследователей, в среднем по России частота встречаемости в первых классах детей с диагнозом «олигофрения» достигает 10,3%, а с диагнозом «задержка психического развития» (ЗПР) по разным данным – от 16 до 25%. Даже в элитных школах встречается до 9% детей с таким диагнозом. Чаще этот вид отклонений выявляется с началом обучения детей 5–6 лет в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ).
На данном этапе в России и за рубежом изменилось отношение государства к лицам с отклонениями в развитии. В связи с этим возникает потребность интегрировать таких детей в общество. Реформирование системы специального образования осуществляется на основании Закона РФ «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья – специальном образовании» (2001 г.), что гарантирует лицам с физическими и (или) психическими недостатками обучение по индивидуальным программам в соответствии со специальными образовательными стандартами.
Значение физического развития, двигательной деятельности в формировании всех психических процессов и личности в целом неоднократно подчеркивалось исследователями различных направлений науки. Однако представленные в настоящее время данные об особенностях физического состояния детей с ЗПP немногочисленны и разнородны. Также следует отметить, что недостаточно представлены научно-обоснованные программы, технологии и методики физического воспитания детей дошкольного возраста с ЗПР. Это, в свою очередь, затрудняет осуществление комплексного коррекционно-педагогического воздействия на дошкольников с данными отклонением в развитии. Вышеизложенные факты доказывают целесообразность и актуальность разработки технологии физического воспитания, реализация которой не только позволила бы решить специфические задачи физического воспитания детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, но и способствовала бы их успешной интеграции в среду нормально развивающихся сверстников.
Объект исследования: процесс физического воспитания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в условиях специализированных ДОУ.
Предмет исследования: влияние разработанной технологии физического воспитания на оптимизацию физического развития и повышения уровня физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в условиях специализированных ДОУ.
Цель исследования: повышение эффективности процесса физического воспитания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития на основе реализации технологии физического воспитания, направленной на оптимизацию их физического развития и повышение уровня физической подготовленности.
Гипотеза. Предложенная технология физического воспитания, разработанная на основе элементов здоровьесберегающих технологий и с учетом резервных возможностей детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, будет способствовать оптимизации показателей физического развития и уровня физической подготовленности детей данной категории в условиях специализированных ДОУ.
Объект, предмет, цель и гипотеза исследования обусловили постановку следующих задач исследования:
1. Определить теоретико-методологические основания здоровьесберегающего подхода при работе с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
2. Выявить психофизиологические особенности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
3. Разработать и обосновать технологию физического воспитания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в условиях специализированных ДОУ, способствующую оптимизации показателей их физического развития и уровня физической подготовленности.
4. Экспериментально проверить влияние предложенной технологии на показатели физического развития и уровень физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в условиях специализированных ДОУ.
Методы исследования. С целью решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ научно-методической и медицинской литературы по проблеме исследования; антропометрические исследования; педагогическое тестирование; педагогическое наблюдение; педагогический эксперимент.
Этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа.
Первый этап: теоретический анализ проблемы исследования, изучение ее состояния в практике дошкольных образовательных учреждений.
Второй этап: разработка гипотезы, плана исследования, содержания технологии физического воспитания.
Третий этап: апробация разработанной технологии, анализ и обобщение результатов ее реализации, формулирование выводов.
Научная новизна исследования:
– определен подход к разработке содержания и технологии физического воспитания детей 5–6 лет с ЗПР в условиях специализированных ДОУ, в ходе реализации, которой получены новые данные о специфике физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в условиях специализированных ДОУ;
– установлена взаимосвязь разработанной технологии физического воспитания детей 5–6 лет с задержкой психического развития и уровнем физической подготовленности детей данной категории.
Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:
– обоснованы методологические основы здоровьесберегающего подхода в решении проблемы оптимизации уровня физической подготовленности детей с ЗПР в условиях специализированных ДОУ;
– разработана и представлена технология физического воспитания детей 5–6 лет с задержкой психического развития в условиях специализированных ДОУ.
Практическая значимость исследования заключается в том, что выявленные особенности физического состояния детей старшего дошкольного возраста с ЗПР определяют их зону ближайшего развития, что создает рациональную основу для дифференцированного планирования коррекционно-педагогических воздействий на физический статус данной категории детей. Разработанная в ходе исследования технология физического воспитания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития может быть применена в других специализированных дошкольных образовательных учреждениях.
физический воспитание дошкольный технология
Образование, педагогика, воспитание:
Динамика физической подготовленности детей 6 лет в процессе педагогического
эксперимента
Анализ достоверности внутригрупповых различий физической подготовленности в контрольной и экспериментальной группах, осуществляемый по интегральным показателям, позволил выявить следующее (табл. 6). По количеству и уровню достоверно изменившихся показателей за учебный год выявлено преимущество дете ...
Трудности овладения учащимися старших классов чтением иноязычных
художественных текстов
При обучении иностранному языку чтение рассматривается как самостоятельный вид речевой деятельности и занимает одно из главных мест по своей важности и доступности. Задача учителя при этом заключается не только в том, чтобы научить учащихся читать и понимать тексты на изучаемом языке, но и привить ...
Система образования Ирландии
В Ирландии действует более 3000 начальных, свыше 800 средних, более 150 языковых школ, 14 технологических институтов, несколько частных педагогических и бизнес-колледжей, семь университетов. Все учебные заведения контролируются на государственном уровне специальными органами, которые следят за соот ...