Метод проектов зародился во второй половине XIX века в сельскохозяйственных школах США и основывался на теоретических концепциях прагматической педагогики, основоположником которой был американский философ-идеалист Джон Дьюи. Метод был направлен на то, чтобы найти способы, пути развития самостоятельного мышления ребенка, чтобы научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает школа, а уметь применить эти знания на практике.
Эти идеи Дьюи нашли отклик в современной школе. Обилие разнообразной научной информации, а также изменение и уточнение уже имеющейся, делают невозможным изучение всех предметов в рамках школьной программы. Следовательно, задача школы состоит в том, чтобы научить ориентироваться в мире информации, добывать самостоятельно, знания, рационально, подходить, к процессу познания, то есть научить учиться.
Большое значение Дьюи придавал роли семьи и вовлечению родителей в осуществление педагогических задач. Понимание родителями этих задач, искренняя заинтересованность и включение в совместную деятельность с ребенком способствуют осуществлению связи между обучением и воспитанием в школе и вне нее.
Педагогические идеи Дьюи оказали большое влияние на характер учебно-воспитательной работы в школах США и некоторых других стран.
Пропагандировалась активность ребенка на основе свободы, а роль учителя сводилась к руководству самодеятельностью учащихся и пробуждению их пытливости. Эти идеи нашли свое воплощение, главным образом, при начальной ступени образования.
Недостатком в работе явилось отсутствие постоянных программ, отбор лишь тех знаний, которые могли найти практическое применение в жизни учащихся. Такая бессистемность изучения учебных дисциплин, их чрезмерная прагматичность приводила к тому, что учащиеся не получали полноценных научных знаний.
Тем не менее, основные идеи Дьюи получили развитие в современном деятельно-личностном подходе к воспитанию, а именно:
связь обучения с жизнью;
развитие самостоятельности и активности детей в учебном процессе;
развитие умения приспосабливаться к имеющейся действительности;
умение сотрудничать с людьми во всех видах деятельности, в общении.
Основоположником метода проектов считают Вильяма Кильпатрика. Он считал, что в основе метода лежит идея организации детской жизни, труда с обучением через сознание детей.
Кильпатрик предполагал, что главным рычагом побуждения учащихся к деятельности для достижения определенной цели и связанной с ней необходимостью приобретения новых знаний является “рефлекс цели” (по И.П.Павлову). К этой идеи прилагался термин “проект” - нечто брошенное, пущенное вперед. Сам термин “проект” был узаконен в 1911 году. По мнению Кильпатрика, педагог должен ставить себе целью поддержать и использовать присущую детям любовь к разрабатыванию планов. Связь приобретенных знаний с новой целью - один из плодотворнейших источников новых интересов, особенно интересов интеллектуального свойства.
Работа над проектом дает также отвлечение от эгоистического индивидуализма, ведь свое поведение необходимо сообразовывать с благополучием остальных членов коллектива. Проектом (по В. Кильпатрику) является любая деятельность, выполненная “от всего сердца”, с высокой степенью самостоятельности группой детей, объединенных в данный момент общим интересом. В. Кильпатрик выделил четыре типа проектов:
Воплощение мысли во внешнюю форму.
Получение эстетического наслаждения.
Решение задачи, разрешение умственного затруднения, проблемы.
Получение новых данных, усиление степени познания, таланта.
По предположению В. Кильпатрика проектом может быть постановка пьесы в школьном театре (I тип проекта), рассматривание и обсуждение картины (II тип проекта), освоение какой-либо деятельности, например, письма на уровне старшеклассников (IY тип проекта), т.е. все интересы учащихся находят отражение в разнообразных проектах. Но выполнение таких проектов не всегда приводит к приобретению учащимися новых знаний и умений, т.е. к их обучению.
Образование, педагогика, воспитание:
Психолого-педагогическая характеристика игр - драматизаций
Игры-драматизации - это особые игры, в которых ребенок разыгрывает знакомый сюжет, развивает его или придумывает новый. Важно, что в такой игре ребенок создает свой маленький мир и чувствует себя хозяином, творцом происходящих событий. Он управляет действиями персонажей и строит их отношения. Ребен ...
Цели и формы музыкального образования в европейской истории образования
Музыкальное образование — процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, необходимых для музыкальной деятельности. Под музыкальным образованием понимают также систему организации музыкального обучения в музыкальных учебных заведениях. Важную роль может играть и самообраз ...
Содержание и приобщение детей старшего дошкольного
возраста к народной культуре Урала, истории родного города
Дошкольное детство – важнейший и самоценный период в становлении и развитии личности дошкольника, период его обогащения событиями и впечатлениями окружающей жизни. Соприкосновение с социальным миром происходит на фоне приобщения к культуре и истории родного края. Цель дошкольных учреждений является ...