учитель помогает ученикам в поиске источников,
сам является источником информации,
координирует весь процесс,
поддерживает и поощряет учеников,
поддерживает непрерывную обратную связь.
Проектное обучение активизирует истинное учение учеников, потому что оно:
личностно ориентированно,
самомотивируемо, что означает возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения,
поддерживает педагогические цели на всех уровнях,
позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле,
приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего собственного труда.
В концепции структуры и содержания общего среднего образования записано: «Обучение должно строиться на основе метода проектов, выполняемых учащимися самостоятельно под руководством учителя, что позволит сформировать у учащихся навыки конструирования, проектной деятельности необходимые для будущей жизни». Это говорит о значимости данной технологии в обучении. Главная идея данной формы обучения состоит в развитии познавательных навыков учащихся самостоятельного конструирования своих знаний.
Таблица 1.2. Последовательность работы над проектом.
Стадия работы над проектом |
Содержание работы на этой стадии |
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
Подготовка |
Определение темы и целей проекта. |
Обсуждают предмет с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию. Устанавливают цели. |
Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей. |
Планирование |
а) Определение источников информации. б) Определение способов сбора и анализа информации. в) Определение способа представления результатов (форма отчета). г) Установление процедур и критериев оценки результатов и процесса. д) Распределение задач (обязанностей) между членами команды. |
Вырабатывают план действий. Формулируют задачи. |
Предлагает идеи, высказывает предположения. |
Исследование |
Сбор информации, решение промежуточных задач. Основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты. |
Выполняют исследование, решая промежуточные задачи. |
Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью. |
Результаты и/или выводы |
Анализ информации. Формулирование выводов. |
Анализируют информацию. |
Наблюдает, советует. |
Представление или отчет |
Возможные формы представления результатов: устный отчет, устный отчет с демонстрацией, письменный отчет. |
Отчитываются, обсуждают. |
Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. |
Оценка результатов и процесса |
Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок. |
Оценивает усилия учащихся, креативность, качество использования источников, потенциал продолжения, качество отчета. |
Образование, педагогика, воспитание:
Изучение социально-значимых качеств личности
В экспериментальном исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста. Данное исследования я начала проводить в 2009–10 уч. году. В течение первого года работы с это группой детей мы совместно с воспитателем осуществляли подборку сюжетно-ролевых игр, которые, на наш взгляд, подходил ...
Содержание обучения английскому языку как второму иностранному
Проблема родного языка неизменно возникает всякий раз при разработке методов обучения иностранному языку. Сложность этой проблемы нашла свое отражение в таких методических принципах обучения, как опора на родной язык, его учет или исключение из учебного процесса. Все речевые механизмы учащихся сфор ...
Цели обучения иностранному языку
Под «целью» принято понимать идеальный образ планируемого результата, закодированный в мозгу «образ потребного будущего», «пусковой механизм всякой деятельности». Цель – то, к чему стремятся, что намечено достигнуть, предел, намерение, которое должно осуществить. Цель – это планируемый результат. Ц ...