В РФ действуют специальные образовательные учреждения I-VШ видов. Для обучения и воспитания детей с ЗПР организуются учреждения VII вида: детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции в физическом и психическом развитии воспитанников; детский сад комбинированного вида, в состав которого могут входить об-щеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании; центр развития ребенка – детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников; школы-интернаты для детей с ЗПР, включающие дошкольные группы; комплекс «Детский сад – начальная школа» со специализированными группами; центр медико-психолого-педагогического сопровождения; центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции; специализированные ясли; дом ребенка.
Ряд исследователей к основным категориям нарушения развития у детей относят: нарушение интеллекта (умственно отсталые дети); отклонения в познавательном развитии (дети с ЗПР); нарушения зрения; нарушения слуха; нарушения опорно-двигательного аппарата; нарушения речи; эмоциональные расстройства; тяжелые множественные нарушения.
ЗПР у ребенка может быть обусловлена различными факторами. К этиологии стойких нарушений темпа психического развития исследователи относят: патологию беременности и родов, инфекции, алиментарный фактор, возможность генетической обусловленности ЗПР, интоксикации первых лет жизни, слишком молодой или пожилой возраст матери, влияние социальных факторов при неправильном воспитании ребенка в семье.
Уже среди практически здоровых дошкольников, посещающих обычные детские сады, имеются определенный процент (около 16–20℅) характеризующихся отклонениями в формировании определенных высших психических функций, в том числе речевых. Для разностороннего развития личности применяются различные принципы, не последнее место занимают принципы построения оздоровительной системы физического воспитания в образовательном учреждении, которые предполагают осуществление при решении специфических физкультурных задач также и умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания. Принцип гуманизации и демократизации обязывает отказаться от авторитарного стиля отношений с детьми, педагогических стереотипов. Вся физкультурная работа строится на основе комфортности. Учитывая желания и настроения ребенка, педагогу необходимо знать, «куда и как его вести», и уметь это делать. Демократизация физического воспитания предполагает предоставление педагогу права свободного выбора форм, средств и методов работы с детьми. Однако такое право должно гарантировать действительно высокие конечные результаты здоровья, физического развития, двигательной подготовленности детей по сравнению с исходными данными. Она обязывает педагога уметь определить ближайшую зону здоровья, физического и двигательного развития детей; находить наиболее результативные средства, формы и методы воспитания, объединяя их в систему; оценить эффективность используемых методик. Принцип индивидуализации обязывает обеспечить здоровый образ жизни в детском саду каждому из детей с учетом здоровья, развития, интересов.
Показатели физической подготовленности у детей 5–6 лет с ЗПР отличаются от таковых у дошкольников без отклонений и характеризуются их более низким уровнем. Анализ организации физического воспитания дошкольников с ЗПР показал, что в этом процессе имеется ряд недостатков. Так, содержание физических упражнений планируется на основе комплексных и парциальных программ, разработанных для детей без отклонений в развитии: «Программа обучения и воспитания в д/с» (под ред. М.А. Васильевой), «Детство» (под ред. Т.И. Бабаевой), «Здоровье» (В.Г. Алямовская), «Здоровый дошкольник» (Ю. Змановский). В используемых технологиях физического воспитания не учитываются специфические особенности развития дошкольников с ЗПР. Преимущественно применяются традиционные формы работы (классические физкультурные занятия, утренняя гимнастика), мало внедряется сюжетно-образных, игровых и вариативных форм проведения физкультурных занятий, не формируется положительная мотивация к предстоящей деятельности. Объем, интенсивность и кратность физических нагрузок неадекватны возможностям организма дошкольников с ЗПР, что приводит к утомлению, гипервозбудимости у одних детей и вялости у других, проявлению негативных эмоций, нарушению поведения. На физкультурных занятиях недостаточно внимания уделяется коррекции психоэмоциональной и социальной сфер личности ребенка. Методика проведения разных форм работы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста коррекционных групп соответствует общепринятой для детей без отклонений в развитии.
Образование, педагогика, воспитание:
Влияние процесса саморегуляции на социальную адаптацию
одаренного ребенка
Каждый ребенок обладает одному ему присущими свойствами, которые и создают его индивидуальность. Анализ литературных источников по проблеме приводит к выводу о том, что трудности в общении в значительной мере связаны с особенностями личности одаренных. И роль этих особенностей столь велика, что с о ...
Математика и ее потенциал в развитии младших школьников
Развитие – процесс, направленный на изменение материальных и духовных объектов с целью их усовершенствования. Изменение материи и сознания, их универсальное свойство, всеобщий принцип объяснения истории природы, общества и познания. В начальной школе именно математика является основой развития у уч ...
Система образования Канады
Канада относится к числу государств, дипломы которых котируются во всем мире. Это неудивительно: Канада расходует на развитие системы образования больше средств, чем многие другие развитые страны. Канада является одним из мировых лидеров в области высоких технологий, аэрокосмической индустрии, микр ...