С целью формирования у младших школьников понятия "системные отношения" в лексике (без введения данного термина) был организован констатирующий эксперимент.
В нашем исследовании решались следующие задачи:
1) проверить степень и уровень понимания младшими школьниками семантики слов, близости и противоположности значений в словах;
2) выявить умения учащихся 4-го класса правильно подбирать к словам синонимы и антонимы.
В ходе эксперимента было задействовано 23 учащихся 4-го класса Платоновской средней общеобразовательной школы, обучающихся по традиционной программе автора Т.Г.Рамзаевой.
Задание третье. Найдите в текстах синонимы или антонимы
Мы оставили Трезора
Без присмотра, без надзора,
И поэтому щенок
Перепортил все, что мог.
(С. Михалков)
От дома начинается,
У дома кончается.
(Дорога)
Задание повышенной трудности. Укажите сначала фразеологические обороты со словами - антонимами, затем с синонимами.
Нет худа без добра; ум за разум заходит; из огня да в полымя; всеми правдами и неправдами; вопрос жизни и смерти; и стар и млад; ни сыт ни голоден; переливать из пустого в порожнее; черным по белому; с больной головы да на здоровую; ни конца ни краю; вокруг да около; цел и невредим; от мала до велика.
Задание повышенной трудности.
Замените фразеологические обороты словами - синонимами:
В час по чайной ложке; рукой подать; повесить нос; раз, два и обчелся; куры не клюют; кожа да кости.
Третье задание
предполагало замену в предложении выделенных слов их антонимами и перестройку высказывания в целом (Наступила холодная снежная зима. - .).
Задание пять.
Из отрывка сказки А.С. Пушкина нужно найти в тексте слово, близкое по смыслу слову устроили:
Свадьбу тотчас учинили,
И с невестою своей
Обвенчался Елисей;
И никто с начала мира
Не видал такого пира;
Я там был, мед, пиво пил,
Да усы лишь обмочил.
Анализ работ
С заданиями повышенной трудности
справилось всего 26% учащихся, а остальные - 73% вообще не сделали задания. Прежде всего это связано с тем, что предложенные фразеологические обороты оказались слишком трудны для понимания испытуемых. Так же важную роль играет и тот факт, что по программе Т.Г.Рамзаевой фразеологизмы изучаются в недостаточной мере. Но в контрольный срез анализ данных заданий не входит.
В третьем задании
пользуясь системообразующими свойствами лексики, 86% учащихся 4-го класса верно подобрали слова-антонимы (жаркое, лето) и переконструировали предложение в соответствии с коммуникативной целесообразностью (Наступило жаркое солнечное лето). Задание оценивалось в 3 балла.
С четвертым заданием
справились 60 % учащихся верно подобрали слова-синонимы (присмотр, надзор) и слова-антонимы (начинается, кончается), а остальные 39 % не справились с заданием. Задание оценивалось в 2 балла.
С пятым заданием
справились 52 % учащихся, правильно подобрали слово близкое по значению к слову устроили, а остальные 47 % не смогли справиться с предложенным заданием. Задание оценивалось в 1 балл.
Результаты констатирующего эксперимента позволяют судить о том, что учащиеся владеют элементарными лексическими знаниями, которые, однако бессистемны. Лексические знания и умения учащихся на момент исследования (определения семантики слова, противопоставление значения в словах, умение правильно подбирать к словам синонимы и антонимы) определяются как недостаточно сформированные.
Уровни сформированности системных отношений в лексике у учащихся:
Высокий – 5 - 6 баллов;
Средний – 4 – 3 балла;
Низкий – 2 - 1 балла.
5 -6 баллов набрали 23% учащихся;
4 – 3 балла набрали 36% учащихся;
2 – 1 балла набрали 41% учащихся.
В эксперименте принимали участие учащиеся 4 "б" класса Платоновской средней общеобразовательной школы в составе 25 человек.
С целью проверки ранее полученных знаний в этой области мы предложили учащимся ряд заданий:
Задание №1. Подберите противоположные по смыслу слова к следующим словам:
Мелкий пруд - … пруд.
Мелкий дождь - … дождь
Свежий хлеб - … хлеб.
Свободный стул - … стул.
Свободная обувь - … обувь.
Сладкое яблоко - … яблоко.
Задание №2. Выделить слова-антонимы в стихотворении-загадке.
Бывает он в холод,
Бывает он в зной,
Бывает он добрый,
Бывает он злой.
В открытые окна
Нежданно влетит,
То что-то прошепчет,
То вдруг загудит.
Притихнет, умчится,
Примчится опять,
То вздумает по морю
Волны гонять.
(Н.Найденова)
Задание № 3. Закончи начатые предложения с помощью слов-антонимов.
Петя поднимается в гору, а Коля .
У Пети тяжелый рюкзак, а у Коли .
Петя большой, а Коля .
У Пети темные волосы, а у Коли .
Образование, педагогика, воспитание:
Классификация, виды и типы средств наглядности при
обучении истории
При словесном описании на уроках истории событий и явлений прошлого в подавляющем числе случаев не имеется возможности опереться на непосредственное наблюдение учащимися предметов описания или повествования потому, что это явление уже прошедшее, недоступное живому, непосредственному восприятию обуч ...
Проектирование и изготовление ветряка
Требования к ветряку. Ветродвигатель должен работать при слабом порыве ветра. Ветряк должен работать при постоянных переменах направления ветра. Лопасти ветродвигателя должны быть изготовлены из тонкого, легкого, упругого материала. Лопасти должны иметь дугообразную форму. Ветродвигатель должен быт ...
Методы, способствующие развитию познавательной активности учащихся на
уроках биологии
Степень активности учащихся является реакцией, методы, и приемы работы преподавателя являются показателем его педагогического мастерства. Активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной активности школьников, побуждают их к старательному учению. ...