Лексическая, или словарная работа, в начальных классах на уроках русского языка включает в себя разнообразные направления практической деятельности над словом. Она может проводиться и как количественное обогащение словаря детей, и как работа над значениями слов, над оттенками значений, над активизацией словаря и т.д. Но, по результатам практических наблюдений, приемы работы над языковым материалом не ориентируют младших школьников на систематизацию лексических знаний. Рассматриваемые лексические понятия представляются им набором изолированных друг от друга фактов, разрозненных сведений. Однако еще К.Д. Ушинский писал, что "только система, конечно разумная, дает нам полную власть над нашими знаниями". Вместе с тем большая часть лексической работы в начальной школе имеет прикладной характер, так как семантизация слов, знакомство с фактами многозначности, со словами сходного и противоположного значения организуются только в связи с изучением грамматики и обучением правописанию. Вследствие этого у младших школьников недостаточно формируются лексические учебно-языковые умения, являющиеся основой овладения лексическим богатством родного языка. Поэтому встает вопрос о совершенствовании приемов работы над словом на уроках русского языка. Считаем, что одним из эффективных приемов лексико-семантической работы может быть анализ системных отношений слов.
Труды М.М. Покровского, А.А. Уфимцевой, Д.Н. Шмелева, М.Т. Баранова, М.Р. Львова, Л.А. Новикова, Л.А. Введенской, А.В.Прудниковой и др. положили начало проблематике лексических системных отношений в лингвистике и методике. Однако в методике работы над словом в начальной школе не ставился вопрос развития у школьников лексико-семантического взгляда на слово. Настоящее исследование затрагивает одно направление этого вопроса: изучение учащимися начальных классов лексических отношений, поскольку синонимы, антонимы, омонимы и паронимы представляют собой те лексико-семантические группы слов, на примере которых наиболее ярко раскрываются системные связи в лексике русского языка.
Итак, отсутствие наиболее подробного рассмотрения лексических явлений на уроках русского языка в начальной школе обусловили актуальность
выбранной темы исследования.
Объектом
исследования стала учебная деятельность учащихся начальных классов, направленная на овладение знаниями и умениями в области лексикологии.
Предмет
исследования - процесс усвоения представлений о системных отношениях в лексике учащихся 4-х классов.
Цель исследования
заключается в создании научно обоснованной и экспериментально проверенной методики изучения младшими школьниками системных отношений в лексике на уроках русского языка.
В соответствии с данной целью исследования сформулирована гипотеза:
если в процессе словарной работы в начальной школе рассматривать слово в системе его семантических связей, то это позволит:
- формировать представления учащихся о лексической системе русского языка;
- систематизировать и совершенствовать лексические знания и умения младших школьников;
- формировать новые учебно-языковые лексические умения;
- целенаправленно выбирать необходимые слова для выражения мысли и ее тончайших нюансов;
- активно употреблять в речи синонимы, антонимы, омонимы, паронимы.
Для проверки гипотезы и реализации указанной цели исследования необходимо решить ряд задач:
1) исследовать вопрос о системных отношениях в лингвистической литературе;
2) проанализировать подходы к организации деятельности над словом;
3) проанализировать работу над синонимами, антонимами, омонимами и паронимами в действующих программах и учебниках по русскому языку для начальной школы;
4) определить с помощью эксперимента уровень лексических знаний и умений учащихся;
Для решения намеченных задач использовались следующие методы
исследования:
-
теоретический анализ лингвистической, методической и педагогической литературы по теме исследования;
- констатирующий и заключительный этап эксперимента;
- анализ результатов проведенных экспериментов.
Образование, педагогика, воспитание:
Проведение пальчиковых игр
Обязательно посмотрите хотя бы на одну маму или бабушку, которая «исполняет» игру так, что детям нравится. Имеет значение-многое: темп, тембр голоса, выражение лица, громкость, положение тела, а не только пальцев. Помогать ли пальчикам? Это непременно нужно делать, если вы занимаетесь с младенцем, ...
Особенности работы над внятностью устной речи неслышащих учащихся
На основе проведенного нами исследования мы можем предложить следующие методические рекомендации. Учитывая, что важными компонентами внятности речи являются словесное ударение, голос, умение членить фразы паузами и т.д. при работе над развитием внятности следует обращать внимание на те аспекты, кот ...
Общие требования по организации рабочего места учителя
Согласно требованиям ГОСТ 22046-89 мебель для организации рабочего места учителя должна включать: стол с местом для аппаратуры графопроектора и компьютера, тумбу для принтера, стул, классную доску. Современная школа предъявляет к оснащению рабочего места учителя новые требования. Это автоматизирова ...