Золотая педагогика

Типы учебных упражнений

Страница 1

Анализируя содержание существующих программ обучения, учебников для начальной школы можно отметить, что содержание программ нацелено на:

- формирование у школьников приемов мыслительной деятельности (анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, конкретизации, обобщения);

- на формирование умений делать выводы, проводить дедуктивные рассуждения;

- на формирование логического и алгоритмического содержания.

Развитие учащихся тесно связано с той деятельностью, которую они выполняют в процессе обучения. Она может быть репродуктивной, когда учащиеся получают готовую информацию, воспринимают ее, запоминают, воспроизводят. Цель такой деятельности – развитие внимания, памяти, формирование знаний, умений, навыков. Продуктивная деятельность связана с активной работой мышления и находит применение в таких мыслительных операциях, как анализ, синтез, сравнение, обобщение и другое. Включение этих операций в процесс усвоения математического содержания – важное условие построения системы развивающего обучения, так как продуктивная деятельность оказывает влияние на развитие психических функций организма.

Овладение приемами умственной деятельности обеспечивает более высокий уровень усвоения математических знаний, дает сдвиги в умственном развитии. Овладев этими приемами мышления, ученик становится самостоятельным в решении учебных задач, рационально строит свою деятельность по усвоению знаний.

1) Анализ и синтез

Анализ

– логический прием, метод исследования, состоящий в том, что изучаемый предмет, объект мысленно расчленяется на составные элементы, каждый из которых затем исследуется в отдельности как часть расчлененного целого, чтобы выделенные в ходе анализа элементы соединить с помощью другого логического приема, синтеза, в целое, обогащенное новыми знаниями. Иначе говоря, анализ представляет собою выделение элементов данного объекта, его признаков, свойств. Синтез

– это мысленное соединение частей предмета, расчлененного в процессе анализа, установление взаимодействия и связей частей и познание этого предмета как единого целого. Синтез всегда связан с анализом. Способность к аналитико-синтетической деятельности выражается в умении включать элементы изучаемых объектов, их признаки в новые связи, увидеть их функции.

Формированию этих умений может способствовать рассмотрение данного объекта с точки зрения различных понятий, постановка различных заданий к данному математическому объекту.

2) Прием сравнения

Особую роль в организации продуктивной деятельности в процессе обучения математике играет прием сравнения. Сравнение – это выделение сходных и различных признаков рассматриваемых объектов изучения (чисел, арифметических примеров, геометрических фигур, текстовых задач и другого).

Формирование умения пользоваться приемом сравнения осуществляется в тесной связи с изучением конкретного материала.

При формировании математических понятий, используя прием сравнения, целесообразно ориентироваться:

- на выделение существенных признаков или свойств объекта;

- установление сходства и различия между признаками двух объектов;

- выделение сходства между признаками трех и более объектов.

Так как работу по формированию у детей логического приема сравнения лучше начать с первых уроков математики, то в качестве объектов можно сначала использовать предметы или рисунки с изображением предметов, хорошо им знакомых, в которых они могут выделить те или иные признаки, опираясь на уже имеющиеся представления.

Показатель сформированности приема сравнения – умение детей самостоятельно использовать прием сравнения для различных задач без указания «Сравните», «Укажите признаки», «В чем сходство и различие».

3) Прием классификации

Умение выделять признаки предметов, устанавливать между ними сходство и различие – основа приема классификации.

Классификация

– это распределение предметов какого-либо рода на классы согласно существенным признакам, присущим предметам данного рода и отличающим их от предметов других родов.

Классификация имеет широкое применение в различных науках: биологии, лингвистике, экологии, химии и других. Классификация связана с разбиение множества на классы. Предлагая учащимся задания на классификацию, необходимо учитывать следующие условия:

- ни одно из подмножеств разбиения не пусто;

- подмножества попарно не пересекаются;

- объединение всех подмножеств составляет данное множество.

Умение выполнять классификацию формируется в связи с изучением конкретного материала.

Страницы: 1 2

Образование, педагогика, воспитание:

Структура проблемного урока
Проблемным называется урок, на котором преподаватель целенаправленно создаёт ситуации для поисковой деятельности студентов при приобретении и закреплении новых знаний и способов действий. Особенностью проблемного урока является то, что повторение пройденного материала в большинстве случаев сливаетс ...

Психолого-педагогические особенности обучения математике в классах основных профилей
При организации процесса обучения в профильных классах следует учитывать психолого-педагогические особенности учащихся того или иного профиля. Наиболее ярко эти особенности проявляются в математических и гуманитарных классах. Учащиеся математических классов отличаются характером восприятия математи ...

Постановка проблемы в психолого-педагогической литературе
Русский историк Н.И. Караев писал: «История есть, между прочим, и история деятельности людей…». Таким образом, автор нацеливал учащихся средней школы на необходимость глубокой проработки знаний о жизни и деятельности исторических личностей. Поскольку наши исследования были посвящены урокам истории ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.ecsir.ru