Золотая педагогика

Типы учебных упражнений

Страница 1

Анализируя содержание существующих программ обучения, учебников для начальной школы можно отметить, что содержание программ нацелено на:

- формирование у школьников приемов мыслительной деятельности (анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, конкретизации, обобщения);

- на формирование умений делать выводы, проводить дедуктивные рассуждения;

- на формирование логического и алгоритмического содержания.

Развитие учащихся тесно связано с той деятельностью, которую они выполняют в процессе обучения. Она может быть репродуктивной, когда учащиеся получают готовую информацию, воспринимают ее, запоминают, воспроизводят. Цель такой деятельности – развитие внимания, памяти, формирование знаний, умений, навыков. Продуктивная деятельность связана с активной работой мышления и находит применение в таких мыслительных операциях, как анализ, синтез, сравнение, обобщение и другое. Включение этих операций в процесс усвоения математического содержания – важное условие построения системы развивающего обучения, так как продуктивная деятельность оказывает влияние на развитие психических функций организма.

Овладение приемами умственной деятельности обеспечивает более высокий уровень усвоения математических знаний, дает сдвиги в умственном развитии. Овладев этими приемами мышления, ученик становится самостоятельным в решении учебных задач, рационально строит свою деятельность по усвоению знаний.

1) Анализ и синтез

Анализ

– логический прием, метод исследования, состоящий в том, что изучаемый предмет, объект мысленно расчленяется на составные элементы, каждый из которых затем исследуется в отдельности как часть расчлененного целого, чтобы выделенные в ходе анализа элементы соединить с помощью другого логического приема, синтеза, в целое, обогащенное новыми знаниями. Иначе говоря, анализ представляет собою выделение элементов данного объекта, его признаков, свойств. Синтез

– это мысленное соединение частей предмета, расчлененного в процессе анализа, установление взаимодействия и связей частей и познание этого предмета как единого целого. Синтез всегда связан с анализом. Способность к аналитико-синтетической деятельности выражается в умении включать элементы изучаемых объектов, их признаки в новые связи, увидеть их функции.

Формированию этих умений может способствовать рассмотрение данного объекта с точки зрения различных понятий, постановка различных заданий к данному математическому объекту.

2) Прием сравнения

Особую роль в организации продуктивной деятельности в процессе обучения математике играет прием сравнения. Сравнение – это выделение сходных и различных признаков рассматриваемых объектов изучения (чисел, арифметических примеров, геометрических фигур, текстовых задач и другого).

Формирование умения пользоваться приемом сравнения осуществляется в тесной связи с изучением конкретного материала.

При формировании математических понятий, используя прием сравнения, целесообразно ориентироваться:

- на выделение существенных признаков или свойств объекта;

- установление сходства и различия между признаками двух объектов;

- выделение сходства между признаками трех и более объектов.

Так как работу по формированию у детей логического приема сравнения лучше начать с первых уроков математики, то в качестве объектов можно сначала использовать предметы или рисунки с изображением предметов, хорошо им знакомых, в которых они могут выделить те или иные признаки, опираясь на уже имеющиеся представления.

Показатель сформированности приема сравнения – умение детей самостоятельно использовать прием сравнения для различных задач без указания «Сравните», «Укажите признаки», «В чем сходство и различие».

3) Прием классификации

Умение выделять признаки предметов, устанавливать между ними сходство и различие – основа приема классификации.

Классификация

– это распределение предметов какого-либо рода на классы согласно существенным признакам, присущим предметам данного рода и отличающим их от предметов других родов.

Классификация имеет широкое применение в различных науках: биологии, лингвистике, экологии, химии и других. Классификация связана с разбиение множества на классы. Предлагая учащимся задания на классификацию, необходимо учитывать следующие условия:

- ни одно из подмножеств разбиения не пусто;

- подмножества попарно не пересекаются;

- объединение всех подмножеств составляет данное множество.

Умение выполнять классификацию формируется в связи с изучением конкретного материала.

Страницы: 1 2

Образование, педагогика, воспитание:

Сущность педагоических инноваций
Педагогические инновации (другими словами нововведения) определяются в педагогической науке с нескольких точек зрения. Во-первых, под педагогической инновацией понимается целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (определённые новшества), которые улучшают хара ...

Влияние игры на формирование элементов учебной деятельности и интеллектуальной подготовки детей
Подготовка к школе органично входит в жизнь ребенка, если взрослые учитывают психологическую специфику дошкольного возраста, не забывая о ведущей роли игры в этом периоде развития личности. Академик А.В.Запорожец писал, что оптимальные педагогические условия для реализации потенциальных возможносте ...

Неурочные формы внеклассной работы
Спортивные соревнования являются одной из самых интересных, увлекательных форм внеклассной работы по физическому воспитанию в начальной школе. Они содействуют привлечению учащихся к систематическим занятиям физическими упражнениями дома и в коллективе физкультуры, повышают физическую подготовленнос ...

Навигация по сайту

© 2025 Copyright www.ecsir.ru