В практике работы начальной школы учителя широко используют задания на классификацию следующих видов:
1. Подготовительные задания, сформулированные в виде: «Уберите», «Назовите лишний», «Нарисуйте предметы такого же цвета (формы, размера)», «Дайте название группе предметов», «Что изменилось?».
2. Задания, в которых основание классификации указывает учитель.
3. Задания, при выполнении которых основание классификации указывают учащиеся.
Так, в программах «Гармония» Н.Б. Истоминой, «Начальная школа 2100» Л.Г. Петерсон используется Пием классификации в первом классе. Задания формулируются так: «Догадайтесь, какой предмет лишний», «Уберите лишний».
4) Прием аналогии
Достаточно широко используется в школе прием аналогии.
Аналогия
– сходство предметов, понятий в каких-либо свойствах, признаках или отношениях, причем таких предметов, которые в целом различны.
Умозаключение по аналогии представляет собой логический вывод, в результате которого достигается знание о признаках одного предмета на основании знания того, что этот предмет имеет сходство с другими предметами.
Для правильности умозаключения по аналогии необходимо выделить существенные признаки рассматриваемых объектов. Для формирования умения выполнять умозаключения по аналогии необходимо помнить, что аналогия основана на сравнении, поэтому ее успех зависит от того, насколько учащиеся умеют выделять признаки рассматриваемых объектов, устанавливать их сходство и различие.
Н.Б. Истомина отмечает, что для использования приема аналогии необходимо:
- иметь два объекта рассмотрения, один из которых известен, другой сравнивается с ним по каким-либо признакам;
- в доступной форме разъяснить суть приема аналогии, приведя конкретный пример;
- для правильных действий по аналогии необходимо в конкретной ситуации сравнивать существенные признаки объектов.
5) Прием обобщения
Обобщение
– мысленное выделение каких-либо существенных свойств, принадлежащих некоторому классу предметов; переход от единичного к общему.
Прием обобщения, используемый в начальной школе при обучении математике, заключается в выделении существенных признаков математических объектов, их свойств и отношений.
Следует различать результат и процесс обобщения. Результат фиксируется в понятиях, суждениях, правилах. Процесс же обобщения может быть организован по-разному. В зависимости от этого говорят о двух типах обобщения – теоретическом и эмпирическом.
В курсе начальной математики наиболее часто применяется эмпирический тип, при котором обобщение знания является результатом индуктивных рассуждений.
В переводе на русский язык «индукция» означает «наведение», поэтому, используя индуктивные умозаключения, учащиеся могут самостоятельно «открывать» математические свойства и способы действий (правила), которые в математике строго доказываются.
Для получения правильного обобщения необходимо:
- предложить систему математических объектов, задания, вопросы, способствующие целенаправленному наблюдению и сравнению;
- рассмотреть достаточное число частных объектов (примеров, задач, фигур, понятий и т.д.), в которых повторяется та закономерность, которую учащиеся должны подметить;
- варьировать виды частных объектов, то есть использовать предметные ситуации, схемы, таблицы, чертежи, модели, предлагая отыскать в каждом виде объекта одну и ту же закономерность;
- помогать учащимся обогащать свои наблюдения, задавая наводящие вопросы, уточняя и корректируя те формулировки, которые они предлагают.
Из курса дидактики известно, что деятельность может быть репродуктивной и продуктивной. Репродуктивная деятельность сводится к воспроизведению воспринимаемой информации. Лишь продуктивная деятельность связана с активной работой мышления и находит своё выражение в таких мыслительных операциях, как анализ и синтез, сравнение, классификация и обобщение. Эти мыслительные операции в психолого-педагогической литературе принято называть логическими приёмами умственных действий.
Включение этих операций в процесс усвоения математического содержания обеспечивает реализацию продуктивной деятельности, которая оказывает положительное влияние на развитие всех психических функций младших школьников. Если говорить о настоящем состоянии современной начальной школы в нашей стране, то основное место все еще продолжает занимать репродуктивная деятельность. Но много заданий и в учебниках Истоминой Н. Б. развивающего характера. Это задания на сравнение текстов и моделей задач; на выбор из предложенных моделей той, которая соответствует задаче; задания на работу с незаконченными моделями и т. п.
Образование, педагогика, воспитание:
Структура организаторской деятельности и ее особенности
Организаторская деятельность, будучи отнесенной к отдельному человеку, есть не что иное, как система взаимосвязанных действий (технологий), направленных на объединение групп людей для достижения общей цели. Особое место организаторская деятельность занимает в структуре целостной деятельности педаго ...
Проблема сохранения здоровья подрастающего поколения
Конец XX столетия ознаменован целым комплексом глобальных изменений в социальной, экономической и духовной сферах общества, утратой ранее значимых ценностей и возникновением новых, формированием новой философии жизни. Человеческое сообщество захлестывает ускоряющийся динамизм социальных процессов, ...
Применение активных методов обучения на уроках информатике
Тема"Анимация в Power Point" Цель: Воспитательная: воспитание интереса к предмету, воспитание дисциплинированности, правильностью посадки за ПК. Образовательная: проконтролировать уровень усвоения материала по темам: «Основные устройства ПК», «Создание презентации», научить применять аним ...