В настоящее время предлагается проводить элективные курсы начиная с 7 класса профильной школы. Группа учащихся создаётся из учащихся параллельных классов, возможно так же создание объединённых групп из учеников последовательных классов.
Для успешного проведения элективного курса необходимо, по возможности, внести их в школьное расписание, не допускать срывов и переносов занятий.
Проведение элективного курса требует высокого уровня профессиональной подготовки учителя. В ряде случаев для проведения элективных курсов приглашают преподавателей высших или средних специальных учебных заведений.
Выбор и посещение элективного курса по математике до 9 класса включительно производится свободно, а в 10–11 классах курсы обязательны для посещения. Требования к ученику такие же, как и в отношении любого учебного предмета: обязательное посещение занятий, выполнение домашних заданий, собранность, дисциплинированность в учёбе и др.
Обучение ведётся по программам, созданным самим учителем, по его так называемому авторскому проекту (Приложение 2).
Учитель, предлагающий курсы подобного содержания, должен уже на первом занятии увлечь своих учеников. В данном случае важна не только тема элективных курсов, но и время их проведения.
Но каждый учитель должен придерживаться ряда правил по организации элективного курса:
Требования к элективным курсам
· Избыточность (их должно быть много).
· Кратковременность (6–16 часов).
· Оригинальность содержания, названия.
· Курс должен заканчиваться определенным результатом (творческое сочинение, проект и др.).
· Нестандартность.
· Элективные курсы, как правило, носят авторский характер.
Определение учебной программы
Учебная программа – нормативный документ, в котором отражены цели, содержание, особенности оценки эффективности результатов процесса обучения конкретного учебного курса.
Структурные элементы программы элективных курсов:
1. Титульный лист.
2. Пояснительная записка.
3. Содержательная часть.
4. Методическая часть.
5. Приложение.
1. Титульный лист
2. Пояснительная записка
· Актуальность программы, обоснование необходимости программы (доводы о важности изучаемого компонента, недостаточность изучения в базовом курсе, соответствие возрасту, связь с наукой и др.).
· Цели и задачи программы (развитие интереса, оказание помощи в выборе профессии и др.), цель должна отражать результат (создать проект и др.).
· Обоснование отбора содержания его логике (элементы программы должны быть взаимосвязаны, должно быть выделено содержание).
· Указание внутрипредметных и межпредметных связей.
· Сведения об учащихся, на которых рассчитана программа.
· Характеристика временных и материальных ресурсов (программа предусматривает типовое оборудование, нуждается в экскурсиях и др.).
· Технические указания к тексту программы (для всех один текст, повышенного уровня – другой).
3. Содержательная часть
· Последовательный перечень тем с их кратким содержанием, указанием времени, необходимого на их изучение.
· Список демонстраций, практических и лабораторных работ, экскурсий.
4. Методическая часть
· Методические рекомендации.
· Требования к уровню знаний, умений и навыков, полученных в результате обучения.
· Развитие компетентности.
· Критерии эффективности реализации программы.
· Формы и методы контроля.
· Список рекомендуемой литературы.
5. Приложение
· Тематическое планирование.
· Дидактический материал.
· Дискеты с электронными презентациями.
6. Экспертиза программы
Экспертиза программы может проводиться на методсовете школьного муниципального уровня.
Итак, разработка элективного курса – это трудно, так как необходимо придерживаться ряда правил, а так же иметь большой запас знаний и умений.
Образование, педагогика, воспитание:
Принцип юридической точности правовых знаний
Особенность преподавания права состоит в том, что при объяснении правовой информации учитель пользуется конструкциями и формулами закона, сложными для восприятия учеников, у которых абстрактное мышление еще недостаточно развито. Тем не менее, недопустимо изучение отраслевого права заменять общими р ...
Функции, методы и формы социальной работы в школе
В условиях школы применяются различные смежные подходы, имеющие границы и зоны воздействия, в которых проявляются те или иные воздействия социальной работы. При этом всегда следует учитывать аспекты, где социальная работа должна ослабить свои позиции в пользу других служб. Социальная служба в школе ...
Семейная психолого-педагогическая культура как основавзаимодействия
социального педагога и семьи
Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами, которые исторически обусловливаются системой общественных отношений, национальными обычаями, традициями, культурой, в конечном итоге её укладом. Развитие личности ребёнка в семье в решающей степени происходит под воздействием семейно ...