Концепция модернизации российского образования предусматривает введение профильного обучения на старшей ступени школы. Целью профильного обучения является создание условий для образования старшеклассников с учётом их склонностей и способностей, для их обучения в соответствии с профильными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. В настоящее время выделяют следующие основные профили: естественно-математический, гуманитарный, технологический, социально-экономический.
Известно, что неотъемлемой частью профильного обучения является организация и проведение элективных курсов по предметам.
Элективные курсы – это обязательные для посещения старшеклассниками курсы по выбору, целями которых является развитие, дополнение, углубление содержания базового и профильного курсов математики, удовлетворение познавательных интересов школьников, развитие различных сторон математического мышления, воспитание мировоззрения и личностных качеств средствами углублённого изучения математики. При разработке содержания, выборе форм и методов работы с учащимися различных профилей на занятиях элективного курса должны быть учтены психолого-педагогические особенности, типы мышления, склонности и способности школьников.
Проведённый в ходе исследования анализ учебно-методической литературы, изучение опыта работы учителей математики, опытное преподавание показали, что проблема разработки и организации элективных курсов по математике до конца не решена – не достаточной ясности в отборе содержания для различных профилей, мал опыт проведения таких занятий, недостаточно учебно-методической литературы. Сложившаяся ситуация позволяет производить поиск и экспериментальную проверку нового содержания, новых методов обучения, а также варьировать объём и сложность изучаемого материала.
Таким образом, тема нашего исследования является весьма актуальной.
Объект исследования – процесс обучения математике на старшей ступени профильной школы.
Предмет исследования – организация элективных курсов по математике в профильной школе.
Цель исследования – исследовать роль и место элективных курсов в профильном обучении и на основе этого сформулировать методические рекомендации для подготовки и проведения элективных курсов по математике.
Гипотеза:
Проведение элективных курсов по математике в профильной школе будет более эффективным, если:
1. Отбор содержания будет проведён в соответствии с целями, которые ставятся при изучении математики в каждом конкретном профиле, в соответствии с профессиональными интересами, склонностями и способностями учащихся.
2. Учтены психолого-педагогические особенности учащихся разных профилей.
3. Методы, формы и средства обучения на элективных курсах будут соответствовать психолого-педагогическим особенностям учащихся.
Для реализации поставленных целей и проверке выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть основные положения о профильном обучении.
2. Определить цели изучения математики в математическом, гуманитарном и экономическом профилях.
3. Определить психолого-педагогические особенности учащихся различных профилей.
4. Разработать элективный курс по математике для социально-экономического профиля.
5. Осуществить опытное преподавание.
Для достижения поставленных целей нами использовались следующие методы исследования:
1. Изучение математической, учебно-методической и психолого-педагогической литературы.
2. Анализ нормативных документов об образовании.
3. Анализ учебников и школьной программы по математике.
4. Опытное преподавание.
5. Наблюдение за учащимися во время проведения элективного курса.
6. Анкетирование учителей.
Образование, педагогика, воспитание:
Игры, способствующие развитию доброжелательного микроклимата в группе
Цель этих игр: Учить детей находить, показывать и, по-возможности, произносить имена сверстников и сотрудников группы, воспитывать дружелюбие и желание играть друг с другом. Развивать общительность и хорошие взаимоотношения с окружающими людьми. Вызвать положительные эмоции. Покажи, кого назову Ход ...
Социально-педагогическая программа коррекции детско-родительских отношений
Механизмы интеграции семьи, в частности взаимоотношения между ее членами, играют огромную роль в воспитательном процессе. Их нарушение влечет за собой значительные неблагоприятные последствия. Тот факт, что многие родители не знают эмоциональных потребностей своих детей и не обладают необходимыми н ...
Выявление
нарушений графомоторных навыков у детей с нарушениями интеллекта
Практическое исследование проводилось на базе Черновской специальной (коррекционной) школы - интерната VIII вида г. Читы. В исследовании принимали участие ученики второго класса с интеллектуальными нарушениями (8 - 9 лет) в количестве 10 человек. Цель практического исследования - изучить особенност ...