Золотая педагогика

Разработка элективного курса «Элементы комбинаторики и теории вероятностей»

Другое о педагогике » Элективные курсы по математике в профильной школе » Разработка элективного курса «Элементы комбинаторики и теории вероятностей»

Страница 1

В соответствии с письмом Министерства образования Российской Федерации от 23.09.2003 г. №03–93 ин/13–03 «О введении элементов комбинаторики, статистики и теории вероятностей в содержание математического образования школы» рекомендуется во всех образовательных учреждениях начать с 2003/2004 учебного года курса «Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей». Однако, внедрение в практику этого нового материала требует несколько лет и нуждается в накоплении методического опыта. Поэтому в настоящее время в школах, начиная с 5 класса, вводится вероятностно-стохастическая линия, но в этих же школах можно встретить учеников 10 и 11 классов, в учебные планы которых не была включена данная линия, при этом учащиеся обучаются в социально-экономическом профиле, где данная вероятностно-стохастическая линия очень важна.

Так же, существуют межпредметные связи между математикой и физикой, математикой и биологией, математикой и экономикой и др. С одной стороны физика, биология, химия содержат примеры случайных явлений, с другой стороны эти дисциплины не могут обойтись без элементов теории вероятностей для раскрытия собственных закономерностей.

Как уже было сказано выше, современная физика, химия, весь комплекс социально-экономических наук построены и развиваются на вероятностно-статистической базе, и без соответствующей подготовки невозможно полноценное изучение этих дисциплин.

То есть данная тема «Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей» актуальна в социально-экономическом профиле, поэтому нами был разработан элективный курс и проведено 2 урока, конспекты которых представлены.

Цели курса:

1. Овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для продолжения образования.

2. Формирование качеств прикладного стиля мышления, необходимого для продуктивной жизни в обществе.

3. Формирование представлений об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания действительности.

4. Формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса.

Задачи курса:

· Развитие интеллектуальных умений учащихся.

· Расширение сферы математических знаний.

· Реализация внутрипредметных связей.

· Облегчение подготовки учащихся к экзаменам как в школе, так и при поступлении в общеобразовательные учреждения после окончания школы.

Элективный курс предназначен для учащихся 10–11х классов, выбравших для себя социально-экономическую область деятельности, в которой комбинаторика и теория вероятностей играют важную роль.

Основные формы проведения элективного курса – лекции учителя, практические занятия и доклады учеников.

В конце изучения каждой темы предусмотрено зачетное занятие в форме игры или мини-олимпиада.

Учащиеся, успешно освоившие программу, получат зачет.

Программа рассчитана на 16 учебных часов (1 учебный час – 40 минут), так как возрасте (15 – 17 лет) учащиеся владеют не малым багажом знаний, умений и навыков и способны усваивать информацию быстрее.

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема занятий

Кол-во часов

из них

Теория

практика

I. Простейшие комбинаторные задачи. Правило умножения и дерево вариантов. Перестановки. (4 ч)

(Приложение 1)

1

Правило умножения

1

15 мин

25 мин

2

Дерево вариантов, перестановки

1

10 мин

30 мин

3

Перестановки

1

10 мин

30 мин

4

Обобщение знаний, закрепление пройденного

1

10

30

III.Выбор нескольких элементов. Сочетания (6 ч)

(Приложение 1)

1

Выбор двух элементов

1

10

30

2

Число

1

15 мин

25 мин

3

Выбор трёх и более элементов

1

10 мин

30

мин

4

Обобщение знаний, закрепление пройденного материала

1

10

мин

30

мин

6

Зачетное занятие

2

-

40

мин

IV.IV. Случайные события и их вероятности (6 ч)

V.(Приложение 1)

1

Виды событий

1

20

мин

20

мин

2

Классическое определение вероятности

1

15

мин

25

мин

3

Вероятность противоположного события

1

15

мин

25

мин

4

Вероятность суммы несовместных событий

1

15

мин

40 мин

5

Обобщение знаний, закрепление пройденного материала

1

10

мин

30

мин

6

Зачетное занятие

1

-

40

мин

Страницы: 1 2

Образование, педагогика, воспитание:

Правильная постановка задач на уроке
Нередко активность учащихся на уроке снижается из-за того, что учитель допускает ошибки при постановке задачи. Л.В. Вишнева выделяет наиболее типичные из них: 1. Учитель перечисляет упражнения, которые будут выполнять ученики на уроке, вместо того чтобы поставить задачу, которая должна быть решена. ...

Прохождение преддипломной практики
В соответствии с учебным планом специальности 220200, утвержденным ректором РХТУ им. Д.И.Менделеева, преддипломная практика у студентов 5-го курса проводится с конца февраля в течение 4-х недель. При прохождении практики студент должен руководствоваться: указаниями руководителя практики от институт ...

Технология педагогического взаимодействия как условие эффективной педагогической деятельности
Педагогическое общение – специфическая форма общения, имеющая свои особенности и в то же время подчиняющаяся общим психологическим закономерностям, присущим общению как форме взаимодействия человека с другими людьми, включающей коммуникативный, интерактивный и перцептивный компоненты. Педагогическо ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.ecsir.ru