В соответствии с письмом Министерства образования Российской Федерации от 23.09.2003 г. №03–93 ин/13–03 «О введении элементов комбинаторики, статистики и теории вероятностей в содержание математического образования школы» рекомендуется во всех образовательных учреждениях начать с 2003/2004 учебного года курса «Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей». Однако, внедрение в практику этого нового материала требует несколько лет и нуждается в накоплении методического опыта. Поэтому в настоящее время в школах, начиная с 5 класса, вводится вероятностно-стохастическая линия, но в этих же школах можно встретить учеников 10 и 11 классов, в учебные планы которых не была включена данная линия, при этом учащиеся обучаются в социально-экономическом профиле, где данная вероятностно-стохастическая линия очень важна.
Так же, существуют межпредметные связи между математикой и физикой, математикой и биологией, математикой и экономикой и др. С одной стороны физика, биология, химия содержат примеры случайных явлений, с другой стороны эти дисциплины не могут обойтись без элементов теории вероятностей для раскрытия собственных закономерностей.
Как уже было сказано выше, современная физика, химия, весь комплекс социально-экономических наук построены и развиваются на вероятностно-статистической базе, и без соответствующей подготовки невозможно полноценное изучение этих дисциплин.
То есть данная тема «Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей» актуальна в социально-экономическом профиле, поэтому нами был разработан элективный курс и проведено 2 урока, конспекты которых представлены.
Цели курса:
1. Овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для продолжения образования.
2. Формирование качеств прикладного стиля мышления, необходимого для продуктивной жизни в обществе.
3. Формирование представлений об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания действительности.
4. Формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса.
Задачи курса:
· Развитие интеллектуальных умений учащихся.
· Расширение сферы математических знаний.
· Реализация внутрипредметных связей.
· Облегчение подготовки учащихся к экзаменам как в школе, так и при поступлении в общеобразовательные учреждения после окончания школы.
Элективный курс предназначен для учащихся 10–11х классов, выбравших для себя социально-экономическую область деятельности, в которой комбинаторика и теория вероятностей играют важную роль.
Основные формы проведения элективного курса – лекции учителя, практические занятия и доклады учеников.
В конце изучения каждой темы предусмотрено зачетное занятие в форме игры или мини-олимпиада.
Учащиеся, успешно освоившие программу, получат зачет.
Программа рассчитана на 16 учебных часов (1 учебный час – 40 минут), так как возрасте (15 – 17 лет) учащиеся владеют не малым багажом знаний, умений и навыков и способны усваивать информацию быстрее.
Учебно-тематический план
№ п/п |
Тема занятий |
Кол-во часов |
из них | ||
Теория |
практика | ||||
I. Простейшие комбинаторные задачи. Правило умножения и дерево вариантов. Перестановки. (4 ч) (Приложение 1) | |||||
1 |
Правило умножения |
1 |
15 мин |
25 мин | |
2 |
Дерево вариантов, перестановки |
1 |
10 мин |
30 мин | |
3 |
Перестановки |
1 |
10 мин |
30 мин | |
4 |
Обобщение знаний, закрепление пройденного |
1 |
10 |
30 | |
III.Выбор нескольких элементов. Сочетания (6 ч) (Приложение 1) | |||||
1 |
Выбор двух элементов |
1 |
10 |
30 | |
2 |
Число |
1 |
15 мин |
25 мин | |
3 |
Выбор трёх и более элементов |
1 |
10 мин |
30 мин | |
4 |
Обобщение знаний, закрепление пройденного материала |
1 |
10 мин |
30 мин | |
6 |
Зачетное занятие |
2 |
- |
40 мин | |
IV.IV. Случайные события и их вероятности (6 ч) V.(Приложение 1) | |||||
1 |
Виды событий |
1 |
20 мин |
20 мин | |
2 |
Классическое определение вероятности |
1 |
15 мин |
25 мин | |
3 |
Вероятность противоположного события |
1 |
15 мин |
25 мин | |
4 |
Вероятность суммы несовместных событий |
1 |
15 мин |
40 мин | |
5 |
Обобщение знаний, закрепление пройденного материала |
1 |
10 мин |
30 мин | |
6 |
Зачетное занятие |
1 |
- |
40 мин | |
Образование, педагогика, воспитание:
Возможности хоккея в реализации задачи физического воспитания детей
старшего дошкольного возраста
В примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования "Детство", которая полностью соответствует Федеральным государственным требованиям, в образовательной области "Физическая культура" предусмотрено обучению игре в баскетбол детей шестого и седьмого года жи ...
Классификация технических средств обучения
Комплекс технических средств, предлагаемых для использования в процессе обучения, год от года становится всё сложнее и многообразнее. От умения педагога эффективно использовать эти средства в немалой степени зависит конечный результат восприятия учениками новой для них информации. Технические средс ...
Методические рекомендации к проведению пальчиковых игр
1) Перед игрой с ребенком обсудить ее содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинация пальцев, движения. Это не только позволит подготовит малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой. 2) Перед началом упражнений дети разогревают ла ...