Золотая педагогика

Экспериментальные исследования по выявлению уровня лексической сформированности младших школьников

Другое о педагогике » Методика изучения системных отношений в лексике в курсе русского языка начальной школы » Экспериментальные исследования по выявлению уровня лексической сформированности младших школьников

Страница 2

Задание № 4. Подобрать к следующим примерам близкие по значению слова (количество не ограничено).

пища - ., .

смеяться - ., .

худой - ., .

Задание № 5. Подобрать к словам противоположные по значению слова (антонимы).

Юг, вдох, радость, белый, острый, сильный, найти, заснуть, вверх.

Задание № 6. Подобрать к слову хороший близкие и противоположные по значению слова.

Анализ работ

Первое задание

выполнили верно 60% учащихся. Не справились с предложенным заданием 40% учащихся.

Со вторым заданием

справились 36%, а не справились 64%.

С третьим заданием

справились 64% учащихся. Не справились - 36% учащихся.

С четвертым заданием

64% учащихся справились совершенно свободно. Но к каждому слову был подобран лишь один синоним, хотя предлагалось записать все им известные близкие по значению слова. К слову "пища" все ученики подобрали синоним "еда". Среди синонимов к слову "смеяться" дети указали следующие лексические единицы: " улыбаться, радоваться, хохотать", к слову "худой" - тощий, костлявый, тонкий. Некоторые учащиеся подбирали к предложенным примерам близкие по значению слова, но относящиеся к другой части речи. Например, "смеяться - улыбка, радость, веселье", "худой - спичка". Подобные ошибки свидетельствуют о том, что дети улавливают семантически, "образную" близость значений слов, но не учитывают грамматические признаки слов-синонимов (принадлежность к одной части речи).

В пятом задании

68% учащихся правильно подобрали слова-антонимы. Встречались лишь отдельные ошибки, связанные с непониманием лексического значения слова. Это проявлялось, например, при анализе глагола (заснуть - встать). Самое большое количество слов-антонимов было подобрано к существительному "радость" (горе, грусть, беда).

Анализ четвертого и пятого заданий

позволяет сделать вывод о том, что у учеников 4-го класса сформировалось умение подбирать близкие и противоположные по значению слова. Задание предполагало показ системных связей отдельных лексических единиц, т.е. к одному слову можно было подобрать несколько синонимов и антонимов. Но ни один из учащихся не продемонстрировал этого умения. Данный факт является следствием того, что круг синонимов и антонимов, которые усваивают младшие школьники, чрезвычайно узок и уровень речевого развития детей невысок.

В шестом задании

36% учащихся подобрали по одному синониму и антониму к предложенному слову (хороший - плохой; хороший - ужасный; хороший - добрый; хороший - вежливый; хороший -прекрасный). Остальные дети либо выполнили задание частично (подобрали только один синоним или антоним к слову хороший), либо вообще не справились с заданием.

Наши данные свидетельствуют о том, что дети достаточно хорошо усвоили содержание материала о словах с противоположными и близкими значениями. Прежде всего, в этом заслуга самого учителя, т.к. она включала в процесс обучения русскому языку и чтению задания на нахождение, подбор слов с противоположными и близкими значениями. В классе есть несколько учеников, которые тяжело усваивают учебный материал. Поэтому, чаще всего, именно они входили в число не справившихся с тем или иным заданием.

В ходе выполнения контрольных заданий учащимися 4-го класса Платоновской средней общеобразовательной школы. Результаты срезовых заданий подвергались статистической обработке с последующим сопоставлением данных, полученных в формирующих и контрольных заданиях. Анализировалась динамика знаний и умений учащихся экспериментальной группы. Сопоставление результатов итоговых срезов с результатами констатирующего среза показало, что знания и умения учащихся значительно возросли, расширился словарный запас младших школьников, сократилось количество ошибок разного рода.

С целью проверки теоретических знаний учащихся нами было предложено дать определение словам-синонимам и словам-антонимам.Сопоставление итогов среза в экспериментальной группе с данными констатирующего эксперимента показало, что знания школьников расширены и углублены.

Во втором задании

испытуемые должны были составить к данным словам синонимические ряды:

простой (пример) - ., .

думать (о чем-то) - ., .

страх (перед чем-то) - ., .

Третье задание

состояло в том, чтобы распределить слова-синонимы по значению в отдельные ряды: неправильный, меткий, мелкий, беспощадный, жестокий, неточный, неглубокий, неверный, бессердечный, ложный, свирепый, ошибочный, безжалостный.

Цель задания - прверить умение детей систематизировать лексику по сходству значения.

В четвертом задании

проверялось умение прослеживать связь антонимов с синонимами. Был дан синонимический ряд мороз - холод - стужа.

Необходимо расположить слова по возрастанию признака и подобрать к каждому из них антоним.

Страницы: 1 2 3 4

Образование, педагогика, воспитание:

Характеристика элементов техники игры в хоккей
Техника хоккея включает в себя конькобежную подготовку (перемещение на коньках), а также технику владения клюшкой и шайбой (держание клюшки, ведение, бросание и остановку шайбы). Игроки скользят по льду на коньках и пытаются клюшками забить шайбу в ворота противника. Дети должны уметь бегать на кон ...

Методика формирования синтаксического строя речи
В рамках констатирующего эксперимента выявляется уровень синтаксического строя речи учащихся, анализируются грамматические и речевые ошибки, определяется значение синтаксических конструкций различных функционально-стилистических рядов в читательской деятельности. Анализ письменной речи учащихся опи ...

Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта
Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9-10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Начало о ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.ecsir.ru