Золотая педагогика

Экспериментальные исследования по выявлению уровня лексической сформированности младших школьников

Другое о педагогике » Методика изучения системных отношений в лексике в курсе русского языка начальной школы » Экспериментальные исследования по выявлению уровня лексической сформированности младших школьников

Страница 3

Пятое задание -

подобрать синонимические ряды к словам антонимической пары "бедный - богатый"(" бедный, небогатый, нищий - богатый, состоятельный, зажиточный")

В заключительном задании

необходимо было найти в предложении слова-синонимы и слова-антонимы, объяснить их значение и функцию:

1) Бесконечная степь, необъятный океан трав тянулись перед нами, и казалось, не будет им конца.

(Арсентьев)

2) Осень приносила им не только радости, но и огорчения.

(Семихин)

Анализ работ

В первом задании

верно определили синонимы как "слова, близкие по значению" 90% учащихся. Неверных ответов не было, допускался лишь такой незначительный недочет, как "антонимы - слова противоположные друг другу".

Как свидетельствуют ответы учащихся, процесс усвоения теоретических положений при формировании представлений о системности лексических отношений проходит достаточно эффективно, хотя, учитывая возрастные особенности детей, можно говорить и о механическом заучивании терминов.

Второе задание

90% учащихся составили синонимические ряды более чем с двумя членами (легкий, несложный, простейший; размышлять, мыслить; боязнь, ужас). 9% подобрали только по одному синониму к предложенным словам. Результаты выполнения задания подтверждают осознание младшими школьниками того, что для называния одних и тех же предметов, признаков, действий существует не одно, а два и более близких или тождественных по значению слов.

В третьем задании

три синонимических ряда (неправильный, неточный, неверный, ложный, ошибочный; мелкий, неглубокий; беспощадный, жестокий, бессердечный, свирепый, безжалостный) и лишнее слово - меткий выделили 52% учащихся. 47% испытуемых выполнили задание частично, указав не все члены синонимических рядов. Группировка слов по сходству значений помогает осознавать соотносимость слов друг с другом через количественные и качественные оттенки значений, развивает способность к систематизации.

В четвертом задании

71% учащихся подобрали безошибочно антонимы к предложенным словам по общему признаку "температура воздуха": мороз - жара, холод - тепло, стужа - зной. Задание по расположению слов по возрастанию признака ученики 4-го класса выполнили несколько хуже - 19% учащихся.

Остальные дети либо расположили пары слов неправильно, либо оставили эту часть без внимания.

Пятое задание

выявило следующие результаты: 52% школьников назвали два и более синонимов к словам-антонимам.

Полученные результаты свидетельствуют об эффективности проведенных нами упражнений, направленных на осмысление системных отношений в лексике на примере связи синонимов и антонимов. Учащиеся осознали, что к каждому члену антонимической пары можно подобрать синонимический ряд, овладели структурой некоторых тематических рядов с постепенным переходом к новому качеству.

Заключительное задание

показало следующие результаты: в первом примере большинство детей (85%) выделили синонимы бесконечный, необъятный, толкование значений этих слов было дано при помощи толкового словаря. Однако не все учащиеся, правильно выделевшие близкие по значению слова, указали их функцию в контексте. Только 14% детей отметили, что слова бесконечная, необъятный использованы для "точного описания", "расширения пространства", "красивого описания".

Во втором примере все без исключения выделили и объяснили значение слов-антонимов радость - огорчение. 19% учащихся указали, что эти слова используются для "противопоставления", "показывают разные состояния". Подобные упражнения позволяют не только узнавать изучаемые лексические понятия, толковать значения слов, но и способствуют определению функции слов, вступающих в системные связи, совершенствуется логическое мышление детей, развивают познавательный интерес учащихся.

Сравнительный анализ экспериментов

В результате сравнения констатирующего и контрольного эксперимента мы видим, что высокий и средний уровни знаний у учащихся повысились, а низкий наоборот понизился. Исходя из этого, делаем вывод о том, что формирующий эксперимент был результативным. Это особо заметно на приведенной ниже диаграмме.

1.

К началу проведения формирующего эксперимента у большинства испытуемых лексические знания и умения (определение семантики слова, противопоставленности значений слов, умение правильно подбирать к словам синонимы и антонимы, осознавать взаимосвязь лексических отношений) определялись как недостаточно сформированные. Невысоким был и уровень использования в речи слов-синонимов и слов-антонимов, поскольку в этом направлении не проводилось специально организованной работы.

Страницы: 1 2 3 4

Образование, педагогика, воспитание:

Методические рекомендации к проведению пальчиковых игр
1) Перед игрой с ребенком обсудить ее содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинация пальцев, движения. Это не только позволит подготовит малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой. 2) Перед началом упражнений дети разогревают ла ...

Исследования современных методик обучения английскому языку как второму иностранному
Выдвижение иноязычной культуры в качестве цели обучения вызвало появление вопроса о необходимости создания новой методической системы, которая могла бы обеспечить достижение этой цели наиболее эффективным и рациональным способом. Тогда коллектив кафедры обучения иностранным языкам Липецкого государ ...

Менеджмент качества высшего образования
Учебные цели 1. Понимать сущность понятия «качество образования», знать его характеристические черты; 2. Понимать назначение и функции Государственного образовательного стандарта как критерия качества образования; 3. Знать российскую систему управления качеством высшего образования; 4. Уметь опреде ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.ecsir.ru