Целью констатирующего эксперимента явилось выявление нарушений формирования фонетико-фонетических процессов у дошкольников старшего возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Для достижения поставленной цели мы поставили перед собой следующие задачи:
1. Подобрать методические рекомендации по обследованию звукопроизношения и фонематического восприятия у дошкольников старшего возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, подобрать дидактический речевой материал;
2. Организовать и провести обследование звукопроизношения и фонематического восприятия у дошкольников старшего возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи;
3. Проанализировать результаты обследования и определить основные направления коррекционной работы по развитию фонематического восприятия у данной категории детей.
Констатирующий эксперимент проходил в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении – «Детский сад № 240 комбинированного вида» г. Казани. В состав экспериментальной группы (ЭГ) вошли: 10 детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (по результатам ПМПК). В контрольную группу (КГ) вошли 10 детей без речевых нарушений. Возраст детей на момент обследования 5,5- 6 лет. По заключению врачей-специалистов все дети были с сохранным слухом, зрением и интеллектом.
В экспериментальную группу вошли дети, имеющие типичные проявления индивидуальных различий в структуре фонетико-фонематического недоразвития речи:
1. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи, обусловленное дизартрическими нарушениями.
2. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи, сложная дислалия.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи при минимальных дизартрических нарушениях, являясь сходным по проявлениям с другими звукопроизносительными расстройствами, вместе с тем имеет свой специфический механизм. Оно с большим трудом подвергается коррекции, в дальнейшем затрудняет процесс школьного обучения детей.
Следующая выделенная группа – это дошкольники с заключением: фонетико-фонематическое недоразвитие речи, дислалия. Дислалия определяется как нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. К сложным (полиморфным) дислалиям относятся нарушения, при которых дефектно произносятся звуки различных групп.
После изучения теоретического материала по проблеме особенностей фонематического восприятия у детей с ФФН нами был организован констатирующий эксперимент, целью которого было выявить особенности фонематического восприятия данной категории детей.
Исследование дошкольников проводилось нами по следующим направлениям:
1. Исследование состояния звукопроизношения.
2. Исследование формирования фонематического восприятия.
При исследовании состояния звукопроизношения, мы определяли характер нарушения произношения согласных звуков (отсутствие, замена на другие звуки; искаженное, дефектное произношение, назализованность ротовых и неназализованность носовых звуков) в различных условиях произношения (изолированно; в слогах открытых, закрытых, со стечением согласных; в словах - в начале, в конце, в середине; во фразах). Для проверки состояния звукопроизношения, ребёнку предлагались картинки из альбома Иншаковой.
Для исследования состояния фонематического восприятия нами были использованы методики разработанные Волковой Л.С., Голубевой Г.Г. Коноваленко В.В., Коноваленко В.С.
1 задание. Обследование восприятия и дифференциации изолированных звуков.
Образование, педагогика, воспитание:
Обоснование отбора материала для письменного инструктирования учащихся в
ходе одного из уроков
Прежде всего, нам нужно было выбрать тему урока производственного обучения и вид документации письменного инструктирования подходящий для изучения этой темы. Мы выбрали тему урока «Сплачивание и сращивание древесины на микрошип» которая является темой первого урока и вытекает из общей темы трех зан ...
Образные представления о персоналиях в учебнике истории России 8 класса
В решении вопроса о методах и приемах характеристики исторического деятеля учитель руководствуется идейно-образовательными и воспитательными задачами школьного курса истории. Необходимо показать исторического деятеля как сына его времени, подчеркнуть исторические условия, сыгравшие решающую роль в ...
Дидактическая игра как основной метод воспитания сенсорной культуры детей младшего
дошкольного возраста
Могучим средством воспитания детей младшего дошкольного возраста является дидактическая игра и упражнения. Недаром этот возраст называют возрастом игры. Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для ребенка младшего дошкольного возраста наиболее подходящей формой обучения. Игра ...