Золотая педагогика

Особенности фонематического восприятия у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Другое о педагогике » Особенности фонематического восприятия у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Большинство детей в старшем дошкольном возрасте уже полностью овладевают звуковой стороной речи, имеют довольно развернутый словарный запас, умеют грамматически правильно строить предложения. Однако не у всех процесс овладения речью происходит одинаково. В ряде случаев он может исказиться, и тогда у детей отмечаются различные отклонения в речи, нарушающие нормальный ход ее развития.

Фонетико-фонематическое недоразвитие – это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Развитие речи, включающее умение чётко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно строить предложения и грамотно выражать свои мысли – это наиболее насущные проблемы, стоящие перед дошкольным учреждением. Правильная речь – один из показателей готовности ребёнка к обучению в школе, залог успешного усвоения грамоты и чтения, так как письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислексиками (дети с нарушениями письма и чтения).

Отставание в развитии фонематического слуха и фонематического восприятия создаёт серьёзные препятствия для успешного усвоения программного материала по чтению и письму, так как оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова, которые у ребёнка с нормальным речевым развитием вырабатываются задолго до обучения в школе.

Наличие у старших дошкольников даже слабо выраженных отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии является серьёзным препятствием в освоении программы общеобразовательной школы.

Недостатки произношения и различения звуков – фонетико-фонематическое и фонетическое недоразвитие, обусловливающие затруднения в овладении чтением и письмом, наряду с фонетическим дефектом являются самыми распространёнными у учащихся общеобразовательных школ. Однако поскольку в обоих случаях имеют место дефекты произношения, то педагог должен уметь определять, являются ли недостатки произношения самостоятельными, изолированными дефектами или они выступают в качестве одного из проявлений более сложного нарушения звуковой стороны речи, а именно – фонетико-фонематического недоразвития.

Уже в дошкольном возрасте можно выявить и предупредить возникновение специфических фонетико-фонематических процессов недоразвития речи. Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития.

Работа по предупреждению и устранению фонетико-фонематического недоразвития речи должна начинаться в дошкольном возрасте, еще до начала обучения ребенка грамоте. Недоразвитие фонематического восприятия приводит к тому, что ребенок испытывает значительные затруднения не только в процессе овладения произносительной стороной речи, но и в процессе овладения грамотой, письмом и чтением и как следствие программой начального обучения в целом.

Поэтому вопрос о выявлении детей с ФФН в дошкольном возрасте и ранняя коррекция нарушений речи является актуальным вопросом на сегодняшний день.

Проблема исследования, каковы особенности фонематического восприятия у дошкольников с ФФН?

Решение данной проблемы является целью исследования.

Объект исследования: речевая деятельность дошкольников с ФФН.

Предмет исследования: специфические нарушения фонематического восприятия у данной категории дошкольников.

В соответствии с проблемой, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи:

1. Изучить литературу по проблеме исследования .

2. Выявить состояние фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФФН.

3. Проанализировать полученные результаты.

4. Определить основные направления логопедической работы по формированию фонематического восприятия у данной категории детей с использованием специальных игр и упражнений.

Методы исследования:

1. Изучение и анализ литературы по проблеме исследования;

2. Констатирующий эксперимент;

3. Количественный и качественный анализ результатов экспериментального исследования.

Практическая значимость исследования состоит в том, что выявленные в ходе исследования особенности фонематического восприятия у детей с ФФН, нуждаются в коррекции, результаты исследования могут быть использованы в практике работы педагогов специализированных и массовых дошкольных образовательных учреждений при планировании работы по развитию фонематического восприятия у дошкольников.

Образование, педагогика, воспитание:

Формы, методы и средства формирования межкультурной компетенции на уроках английского языка
Процесс формирования межкультурной компетенции эффективен только тогда, когда учащиеся одновременно осмысливают и сопоставляют полученные знания о родной и иноязычной культуре, и в состоянии связать собственный опыт с чужим. Опыт межкультурной деятельности и общения между учащимися, представляющими ...

Психологическая характеристика возрастных особенностей учащихся 7 классов
Учащихся 7 классов можно отнести к подростковому возрасту. «Этот возраст обычно характеризуют как переломный, переходный, критический, но чаще как возраст полового созревания». Л.С. Выготский различал три точки созревания: органического, полового и социального. У человека в истории развития обществ ...

Теоретические основы формирования представлений о домашних животных у детей раннего возраста средствами дидактической игры
Свою работу мы начали с анализа психолого-педагогической литературы. Проблеме формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста посвящены труды ряда известных педагогов, ученых. В свете их взглядов мы рассмотрим проблему экологического воспитания, его влияние на становление личн ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.ecsir.ru