Перед тем как рассмотреть здоровьесберегающие технологии, обратимся к понятию «здоровьесберегающее образование». Это образование, не вызывающее у субъектов образования (обучаемых и обучающих) специфических заболеваний, которые называются дидактогенией, выгоранием личности учителя, полураспадом за определенный период предметных знаний учителя, неврозами; такое образование должно быть, прежде всего, природосообразным и имеющим потенциал оздоровления. Современное массовое общее образование (по крайней мере, российское) является, к сожалению, и неприродосообразным, и здоровьезатратным. Поэтому задача разработки теории и практики здоровьесберегающего и здоровьеразвивающего образования является весьма актуальной.
Понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья подрастающего поколения. Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством .
Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, – это:
• условия обучения ребенка (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
• рациональная организация работы с детьми (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
• соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
• необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Здоровьесберегающие технологии направлены на сохранение укрепление здоровья подрастающего поколения, которое значительно ухудшается в процессе образования. Стратегия реализации здоровьесберегающих образовательных технологий направлена на такую организацию образовательного процесса на всех его уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание детей происходит без нанесения ущерба их здоровью.
Невозможно разработать и использовать одну единственную уникальную технологию здоровьесбережения. Здоровье – это сложное интегральное понятие, включающее характеристики физического и психического развития человека, адаптационные возможности его организма, его социальную активность, которые в итоге и обеспечивают определенный уровень умственной и физической работоспособности. Исходя из этого, укрепление состояния здоровья детей должно осуществляться по следующим направлениям:
• физическое развитие;
• развитие двигательной системы;
• зрелость нервных процессов;
• психическое развитие;
• адаптационные возможности.
Цель здоровьесбережения достигается с помощью использования разнообразных технологий, применяющихся с учетом приоритетов сохранения и укрепления здоровья всех участников образовательного процесса (педагогов, администрации, психологов, медиков, учащихся и их родителей). Достижение такой цели определяет, с одной стороны, необходимость совершенствования уже сложившихся и реализуемых в практике подходов к организации и содержанию учебно-воспитательного процесса, а с другой – целесообразность разработки новых здоровьесберегающих, рационально выстроенных и действенных педагогических технологий; пересмотра самого понятия здоровьесбережения, его функций, критериев эффективности, принципов использования.
Виды здоровьесберегающих технологий и составляющие их элементы представлены в таблице №1.
Таблица 1. Виды здоровьесберегающих технологий
№ |
Здоровьесберегающие технологии |
Составляющие элементы |
1. |
Медико-профилактические |
Организация мониторинга здоровья детей Разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья Организация физического развития Организация закаливания Организация профилактических мероприятий Организация здоровьесберегающей среды |
2. |
Физкультурно-оздоровительные |
Развитие физических качеств, двигательной активности Дыхательная гимнастика Массаж и самомассаж Формирование правильной осанки Воспитание повседневной привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье |
3. |
Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка |
Психологическое или психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка |
4. |
Технологии здоровьесбережения педагогов |
Направленность на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья Развитие потребности к здоровому образу жизни |
5. |
Технологии валеологического просвещения родителей |
Личный пример педагога Традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями (практикумы и др.) |
6. |
Здоровьесберегающие образовательные технологии |
Совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников Включение соответствующих тем в учебные предметы Воспитание культуры здоровья посредством реализации форм внеклассной работы (факультативы, конкурсы, фестивали и др.) |
Образование, педагогика, воспитание:
Отбор грамматического материала для обучения устной речи и
чтению
Сущность отбора грамматического материала для школы заключается в создании такого грамматического минимума, который был бы посилен для усвоения и достаточен для выполнения коммуникативно-значимых задач обучения. При решении вопроса об отборе грамматического минимума учитываются источники и принципы ...
Я-концепция и технология построения имиджа педагога
Формирование Я-концепции человека происходит при накоплении опыта решения жизненных задач и при оценивании их со стороны других людей. Внутренняя структура имиджа также содержит три похожие составляющие. Следует их рассмотреть. Первая часть внутренней структуры - это представление человека о себе с ...
Свойства равномерно сходящихся функциональных последовательностей и
рядов
Теорема 4. Если функции непрерывны в точке и функциональный ряд равномерно сходится на множестве Х, то его сумма S (х) тоже непрерывна в точке . Доказательство. Пусть - частичная сумма функционального ряда. В соответствии с условиями теоремы, функциональный ряд равномерно сходится, значит, выполняе ...