В условиях духовного возрождения общества, роста его национального самосознания закономерен интерес к освоению культурного пространства как корневой системе, питающей современное общество, способствующей духовному оздоровлению всего народа. Не случайно так остро встал вопрос необходимости гуманизации образовательного процесса, его открытости культуре, дающей верные духовно-ценностные ориентации, способствующей максимальному раскрытию творческого потенциала человека.
Дошкольные учреждения с учетом реализации собственной образовательной программы обеспечивают приобщение к общекультурным и национально-значимым условиям, формированию общей базовой культуры. В связи с этим появляется необходимость учета личностных особенностей, интересов, склонностей дошкольников и педагогов ДОУ, позволяющих индивидуализировать воспитательно-образовательный процесс в ДОУ по данному направлению.
Культура как основа образовательной стратегии предусматривает многообразие подходов. Круг проблем, которые можно обсуждать в данном контексте, достаточно широк; одной из наиболее значимых среди них является региональная культура (В.Л. Козлова, С.П. Литенкова, А.А. Сергунин); ее можно рассматривать как модель жизни, как объект культурного пространства, в которое с рождения включен человек, живущий на данной территории (А.Н. Быстрова, В.Л. Каганский, И.Я. Мурзина).
Народные традиции, будучи значимыми элементами региональной культуры, представляют возможность освоения культурного пространства региона; они позволяют знакомиться не только с образом жизни представителей разных народов, населяющих регион, но также раскрыть яркую самобытность соседствующих культур, их внутренне сущностное сходство.
Наиболее актуальным представляется вопрос о «вращивании» ребенка в культуру уже в дошкольном возрасте, т.к. изучение форм и содержания соседствующих культур помогает ребенку-дошкольнику познать самого себя, гордиться своей страной, осознавая ценность, а главное, необходимость своей жизни не только для самого себя, но и общества в целом.
В настоящее время наблюдается кризис образования не только в России, но и во всем мире. Ведущие философы, педагоги, психологи и социологи ищут выход из этого кризиса. Мнения ученых М.М. Бахтина, И.Е. Берлянда, B.C. Библера, С.Ю. Курганова, В.А. Сластенина и многих других сводятся к мысли об изменении смысла и цели образования от «человека образованного» к «человеку культуры», о тесной взаимосвязи образования и культуры, где элементы культуры должны составлять ядро обновленного содержания образования и развивать у детей культуру деятельности, культуру мышления, культуру общения, эстетико-художественную культуру, психологическую культуру и другие культуры.
Отечественные авторы отмечают, что сегодня чувство национальной принадлежности зарождается у наших детей задолго до того, как они переступили порог школы. «Дети становятся чувствительны к национальному фактору» — именно этим положением известного исследователя интернационального (поликультурного) воспитания детей Э.К. Сусловой обосновывается актуальность формирования этики межнационального общения уже у детей дошкольного возраста.
Мы считаем, что раскрытие личности в ребенке полностью возможно через включение его в культуру собственного народа. И это не просто знание о культуре, а проживание в культуре, проживание в традиции, посредством вхождения в годичный праздничный круг.
Современная дошкольная педагогика и психология связывает основные достижения детей старшего возраста с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу и др.
В старшем дошкольном возрасте происходит не только общее и характерное для этого периода накопление информации нравственно-ценностного содержания, но и ее дифференциация. Понятия «добро» и «зло» у ребенка 5-7 лет абстрактны и требуется их конкретизация для того, чтобы руководствоваться ими в повседневной жизни.
Расширяются представления детей о родной стране, о государственных и народных праздниках (8 Марта, День защитника Отечества, День Победы, Новый год); воспитывается любовь к Родине и уважение к людям, населяющим ее.
Знакомясь с явлениями общественной жизни, педагог особое внимание уделяет таким темам, как «Семья». Здесь взрослый формирует интерес к своей родословной, детям предлагают нарисовать всех членов семьи, рассказать о них. Эффективными формами взаимодействия педагога с детьми являются беседы («Что такое родословное дерево», «Мои мама, папа», «Отдыхаем всей семьей», «Мои бабушка и дедушка, какие они»); встречи с близкими взрослыми например, к детям приходит бабушка и дети рассказывают ей о жизни в детском саду, она – о себе, своих увлечениях, показывает фотографии); игры («Найди сходство», «Найди различие», «Чей я ребенок, угадай», «Найди пару»), которые помогают ребенку находить внешнее сходство с родителями и другими родственниками; рассматривание семейных альбомов, создание альбомов «Наши сестры и братья», «Наши бабушки и дедушки», «О мамах разных и очень важных» и т.д., изготовление групповой газеты «Как я провел лето».
Образование, педагогика, воспитание:
Методики изучения психологической готовности слабослышащих дошкольников к
обучению в школе
При изучении психологической готовности к школьному обучению целесообразно использовать комплексный подход, в котором осуществляется диагностика эмоционально-волевой сферы, умственной и мотивационной готовности. Диагностика эмоционально-волевой готовности включает определение уровня эмоционально-во ...
Результаты коррекционно-развивающей работы с
умственно отсталыми младшими школьниками
Таблица 1 Состав экспериментальной группы Фамилия, имя Возраст Диагноз ПМПК 1. Будников Женя 10 л. Легкая умственная отсталость вследствие алкоголизма родителей 2. Вырвич Андрей 10 л. Легкая умственная отсталость с нарушенением поведения 3. Дубина Ольга 11 л. Слабоумие вследствие фенилкетонурии 4. ...
Особенности формирования географических
представлений через процесс ознакомления с природой Родного края
История изучения природы Родного края зародилось в далеком прошлом. У всех народов мира, во все времена были люди, хорошо знавшие окружающую их местность, ее природу, прошлое и современную жизнь. Свои знания устно или в различных документах они передавали последующим поколениям. Так было и в нашей ...