Наряду с раскрытием темы «Семья» продолжается работа по теме «Детский сад». Необходимо разговаривать с детьми о том, почему детский сад так называется (здесь о детях заботятся и ухаживают за ними, как за растениями в саду); показать общественную значимость: родители работают и, уходя на работу, не волнуются, так как в их отсутствие о детях заботятся сотрудники детского сада.
Старшим детям постепенно раскрывают понятия «дружба», «взаимовыручка». С этой целью можно использовать чтение таких художественных произведений как В.Осеева «Три товарища», Л.Кузьмина «Дом с колокольчиком», М.Фомина «Подруги» и т.д., беседы по их содержанию, а также на темы: «Чуткость и доброжелательность», «О дружбе и друзьях», «Почему нам не нравятся люди, которые лгут» и т.д.
Постепенно расширяются представления детей о родной стране, государственных и народных праздниках, продолжает формироваться интерес к своей «малой Родине», к достопримечательностям родного города, культуре и традициям. На прогулках дети рассматривают общественные здания, обращают внимание на особенности архитектуры; педагоги проводят серию занятий по теме «Мой город», совместно с воспитанниками составляют альбом с видами города или макет «Улицы, по которым мы ходим».
Дошкольникам этого возраста уже доступно знакомство с флагом, гербом и мелодией гимна России. Полученные представления дети отражают в рисунках. Конкретизируя представления о России, детям читают художественные произведения, подбирают книги и альбомы для самостоятельного рассматривания иллюстраций.
Воспитатель поддерживает интерес к событиям, происходящим не только в стране, но и в мире, формирует чувство гордости за Россию. Для обобщения знаний о России создаются образовательные ситуации, включающие игры, беседы. В этом возрасте можно более широко знакомить детей с национальными традициями, костюмами, обычаями.
С 6-7 лет, знакомя детей с явлениями общественной жизни, впервые раскрывается тема «Наша планета» и понятие «Земля – наш общий дом». Педагоги рассказывают о том, что на Земле много стран, а в специальных образовательных ситуациях побуждают детей сделать вывод: глобус – это уменьшенный макет Земли, каждый цвет на нем имеет свое назначение; нужно уметь пользоваться глобусом, картой, показывая на них отдельные континенты и страны. Воспитатель обращает внимание детей на то, что на Земле живет много людей разных рас и национальностей, они и похожи друг на друга, и отличаются друг от друга.
В результате системной педагогической работы у детей старшего дошкольного возраста постепенно формируются такие качества личности, как отзывчивость, справедливость и скромность; развиваются волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру.
Многие исследователи, например, В.С. Мухина, Р.С. Немов, А.В. Петровский, Е.И. Рогов, М.Г. Ярошевский и др., занимавшиеся проблемами возрастной психологии, подчеркивали мысль, что старший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом. Они отмечали, что активное умственное развитие старшего дошкольника способствует формированию более высокой по сравнению со средним дошкольным возрастом степени осознанности поведения.
Таким образом, теоретический анализ психолого-педагогической литературы показывает, что дети 6-7 лет начинают понимать смысл нравственных требований и правил, у них развивается способность предвидеть последствия своих поступков. Поведение становится более целенаправленным и сознательным. Создаются возможности для формирования у детей ответственности за свое поведение, элементов самоконтроля, организованности.
С.А. Козлова и Т.А. Куликова в своем учебном пособии останавливаются на механизме нравственного воспитания. Они сформулировали схему нравственного воспитания: (знания и представления) + (мотивы) + чувства и отношения) + (навыки и привычки) + (поступки и поведение = нравственное качество. Эта схема и будет положена в основу организации процесса патриотического воспитания как части формирования нравственности.
Специфика ознакомления с родной культурой детей старшего дошкольного возраста проявляется в подходах к организации образовательного процесса.
Культура как основа образовательной стратегии предусматривает многообразие подходов, одним из которых является культурологический, обусловленный потребностью образования обрести свое «лицо», ибо каждая конкретная цивилизация, сообщество создает на протяжении веков свою собственную культуру, сопровождающую человека на протяжении всей его жизни и передающуюся из поколения в поколение.
Однако сложность решения проблемы состоит в том, что культурологический подход в педагогике и психологии в настоящее время находится лишь на стадии становления, хотя предпринимаются попытки решить проблемы анализа связей культуры и образования и их применения в практике образования (А.И. Арнольдов, Е.И. Берлянд, B.C. Библер, Н.Б. Крылова, В.Т. Кудрявцев).
Образование, педагогика, воспитание:
Математика и ее потенциал в развитии младших школьников
Развитие – процесс, направленный на изменение материальных и духовных объектов с целью их усовершенствования. Изменение материи и сознания, их универсальное свойство, всеобщий принцип объяснения истории природы, общества и познания. В начальной школе именно математика является основой развития у уч ...
Средства повышения двигательной активности
умственно отсталых учащихся
Физическое воспитание, применительно к системе специальных коррекционных школ, мы понимаем как учебно-педагогический процесс, направленный на обучение двигательным действиям, на управление развитием физических качеств и на коррекцию двигательных нарушения, имеющихся у учащихся этих школ. В фундамен ...
Психологическая сущность мышления и его особенности
Мышление как феномен, обеспечивающий родовую особенность человека, в структуре психики человека относится к психическим познавательным процессам, которые обеспечивают первичное отражение и осознание людьми воздействий окружающей действительности. Традиционные в психологической науке определения мыш ...