Методы и приемы педагогической технологии в значительной степени детерминированы методологическими подходами гуманистически ориентированной образовательной модели.
Так антропологический подход реализуется через систему частных положений и принципов:
принцип природосообразности (педагогический процесс организуется как процесс, поддерживающий и укрепляющий здоровье воспитанников, способствующий созданию здорового образа жизни; строится соответственно возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников; опирается на зону ближайшего развития); обеспечивает внутренние условия (установки, потребности, способности) для развития «самости», для саморазвития (через механизмы самопознания, рефлексии, физической и психологической защиты);
принцип доступности и нарастающей трудности (педагогический процесс обеспечивает системную реализацию формирования функциональной, операциональной и мотивационных структур личности; переход от близкого к далекому; от легкого к более трудному; от известного к неизвестному; учитывает уровень актуального развития каждого ученика и индивидуальную скорость продвижения при овладении новыми знаниями или требованиями);
принцип наглядности (педагогический процесс включает прямое изучение действительности, основанное на наблюдении, измерении и различных видах деятельности; руководство познавательной деятельностью воспитанников в процессе использования наглядных средств; рационального сочетания слова и наглядности; применения разнообразных иллюстраций, демонстраций, наглядных пособий, ТСО (технических средств обучения); использование наглядности не только для иллюстрации, но и как самостоятельный источник знания, метод создания проблемной ситуации; предметная наглядность в зависимости от возраста воспитанников по необходимости и возможности заменяется символической);
принцип формирования ориентировочной основы деятельности (педагогический процесс включает проектирование условий действия в качестве средства для его преобразования, предполагающее раскрытие связи между различными действиями с объектом и соответствующими свойствами его структуры);
принцип ориентации на зону ближайшего развития ребенка, который предусматривает как классификацию учебных заданий в соответствии с индивидуальным темпом усвоения и способностями ребенка, обеспечивающую доступную для него величину «ступеней» (уровней трудности в усвоении материала, так и построение совместно с каждым ребенком индивидуальной зоны личностного развития, что обеспечивает максимальную эффективность процесса самовоспитания;
на принцип субъектности, предполагающий, во-первых, ориентацию на внутреннюю, а не на внешнюю (отметка, поощрение, избегание наказания) мотивацию обучения, во-вторых, свободу выбора ребенком сфер приложения сил в процессе организации его жизнедеятельности в образовательном учреждении.
Культурологический подход опирается на:
принцип культуросообразности (полагающего понимание педагогического процесса как составной части культуры общества и семьи, как культурно-исторической ценности, включающих прошлый опыт воспитания, образования и обучения и закладывающих их будущее; максимальное использование семейной, региональной, конфессиональной, народной материальной и духовной культуры; обеспечение единства национального, интернационального, межнационального начал в воспитании и образовании; формирование творческих способностей и установки воспитанников на потребление, сохранение и создание новых культурных ценностей; на формирование культуры взаимоотношений. у всех участников педагогического взаимодействия, основанного на открытости и толерантности по отношению друг к другу: на организацию полноценной и всесторонней жизнедеятельности каждого отдельного воспитанника, а также детского и педагогического коллективов); на продуктивную социализацию, содействующую реализации демократических норм в социальной деятельности детей;
принцип научности (включает отбор содержания образования в соответствии с современным уровнем развития науки и техники; применение методов изучения учебного материала, адекватных соответствующим наукам; вооружение воспитанников умениями и опытом научного поиска, способами научной организации познавательной деятельности; формирование умений наблюдать, анализировать, осуществлять синтез, обобщения, использовать индукцию и дедукцию);
личностно ориентированный принцип предполагает: полное признание прав воспитанника и уважение к нему в сочетании с разумной требовательностью; опору на положительные качества воспитанника; создание ситуации успеха; защищенность и эмоциональная комфортность воспитанника в педагогическом взаимодействии; индивидуально-ориентированный характер педагогического процесса; организацию педагогического процесса с учетом национальных особенностей воспитанников; создание открытого для общественного контроля и влияния педагогического процесса; взаимное уважение, такт и терпение (толерантность) во взаимодействии педагогов и воспитанников; развитие у каждого воспитанника способности осознавать и принимать свое «Я» во взаимоотношениях с людьми, миром; учить воспитанников оценивать свои действия и предвидеть их последствия; формировать способность отстаивать свою нравственную и гражданскую позицию; учить противодействовать негативному внешнему влиянию; создавать условия для развития личностью собственной индивидуальности и раскрытия духовных потенциальных возможностей.
Образование, педагогика, воспитание:
Понятие интеграция; интегрированный урок
Интеграция - объединение экономических субъектов, углубление их взаимодействия, развитие связей между ними. Другое более точно и объёмно дано определение интеграции в работе Кульневича С.В., Лакоценина Т.Т. Интеграция – это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учеб ...
Разработка элективного курса «Элементы комбинаторики и теории вероятностей»
В соответствии с письмом Министерства образования Российской Федерации от 23.09.2003 г. №03–93 ин/13–03 «О введении элементов комбинаторики, статистики и теории вероятностей в содержание математического образования школы» рекомендуется во всех образовательных учреждениях начать с 2003/2004 учебного ...
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи
Язык является средством общения людей в силу своей материальной звуковой природы. Усвоение звуковой системы речи представляет собой ту основу, на которой строится овладение языком как основным средством общения. В усвоение звуковой стороны языка входят два взаимосвязанных процесса: процесс развития ...